Жизнь уездного городка в комедии Гоголя «Ревизор»

Гоголь в своей необычной комедии пытался показать девятнадцатый век, когда в стране была власть Николая Первого. Понимая, что в стране много проблем, автор попытался это показать в своем произведении и высмеять все пороки общества, в котором ему приходилось жить. Чтобы его произведение более детально и точно показывало действительность, самобытный писатель не только присматривается к реальной картины жизни, которую он и так знал превосходно, но еще и изучал много разных документов.

Гоголевская комедия «Ревизор» не только показывает действительность, но и помогает ее проанализировать и переосмыслить некоторые факты. Но писатель все это преподносит читателю через художественный вымысел. Николай Гоголь глубоко проникает в факты действительности, обобщает их, что позволяет ему в своем комедийном сюжете не останавливаться на конкретном месте и временном промежутке, а обобщить все это. Уездный гоголевский город не имеет названия, так как является символом всей России, в которой царит самодержавная власть.

Уже в первом действии комедии Николай Гоголь показывает то, что происходит в этом городке. А это, прежде всего, пороки и несправедливости: казнокрадство, беззаконие, произвол. Городничий и все остальные чиновники города — представители городской власти. Они руководят всем тем, что происходит в городе и обязаны следить за порядком, но сами же и нарушают эти порядки. По развитию действий читатель в самом начале комедии понимает, что все они воры и мошенники, которые совсем не заботятся о своем городе и о том, как живут в нем люди. Благополучие простых людей им совершенно не интересует. Все, что можно взять или украсть, уже распределено между ними. Совесть их совсем не беспокоит.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Ярким представителем чиновничьего сословия является городничий, в уста которого автор вкладывает размышления всех чиновников этого уездного города. Он размышляет о том, что нет на свете человека, который бы не имел грехов. Поэтому у каждого чиновника свои грехи. Так, сам городничий все деньги, которые поступают в его казну на строительство разных объектов, присваивает себе и не испытывает никаких угрызений совести. Но Антон Антонович присваивает себе постоянно не только казенные деньги, но и еще берет с купеческих людей различные поборы. Они тоже поступают не в казну, а в карман Сквознику-Дмухановскому.

Имея перед своими глазами такой яркий пример градоначальника, остальные чиновники ведут себя также. Вот всего несколько примеров. Чиновник Земляника отвечает за правильную и организованную работу богоугодных заведений, но в его учреждениях больные больше похожи «на кузнецов», нежели на больных. Тоже самое происходит и в присутственных местах, которыми управляет Тяпкин-Ляпкин. Автор специально использует такую фамилию, чтобы показать, как решает все дела такой судья. А что же собой представляют его заведения? Он сам крепко выпивает, и этот запах постоянно присутствует там, где он находится. В его присутствующих местах шныряют свиньи, гуси и прочая живность.

Не менее интересен и гогололевский образ смотрителя учебных заведений. Читатель очень скоро понимает, что Хлопов тупой и невежественный человек. Но как он тогда может обучать молодое поколение? Смотритель Лука Лукич не может быть примером для подрастающего поколения. Но даже почтмейстер не занят своими непосредственными обязанностями, а вскрывает все письма и читает их, интересуясь всеми новостями. В тюрьме арестанты не получают ни одежды, ни еды. Даже сам городничий перед приездом ревизора замечает, что царит нечистота и разорение.

Но особенное внимание автор обращает на помещиков – сплетников. Жизненная цель этих помещиков состоит в том, чтобы узнать раньше других сплетни и городские новости и рассказать им всем. Читатель видят, как их наказывает само общество, к которому они относятся в конце комедии. И тогда им дается полная и правдивая характеристика: проклятые трещотки, короткохвостые сороки.

Но есть еще и помещики, которые стоят на более низкой ступени этой правящей власти в уездном городе. Им тоже автор дает полную характеристику. Свистунов берет большие взятки, даже больше, чем позволяет его чин. Есть у него и другие отрицательные качества: он ворует ложки из серебра. Не соблюдает нравственные устои и правила поведения и полицейский Держиморда. Он наводит порядок в городе не при помощи закона, а использует для этого свои кулаки, причем он не разбирается, кто виноват.

Женщины в городе представлены женой и дочерью городничего. Обе они в гоголевском изображении глупы, нравственно опустошены и пошлы. Автор показывает, как они кокетничают с ревизором и ведут себя недостойно. И если Марья Антоновна, которая, как и мать, ставит превыше всего деньги и положение в обществе, хочет выйти замуж за «ревизора». Получается, что Анна Андреевна просто из-за высокого общественного положения может даже изменить мужу, отбить жениха у дочери и считать это нормой.

Есть в гоголевской комедии и незначительные лица, которым автор отводит всего лишь несколько строк. Но они еще больше дополняют картину жизни города и то, как глубоко взяточничество и пошлость уже проникла во все слои уездного общества. К лживому ревизору уже на следующий день приходят просители. В основном это купцы, которые тоже принося дары: вино и птицу. Все они непросто обращаются с жалобами и просьбами к проверяющему, но тоже вначале дают взятку, чтобы его задобрить. И тут автор описывает жену офицера, которую по ошибке полицейские высекли прилюдно. Но, читая эти строки, жалости и сострадания почему-то не возникает. Кажется, что это женщина — жертва, но это совсем не так, так как она приходит к «ревизору» не для того, чтобы ее защитили, а чтобы ей за это выплатили деньги.

Николай Гоголь сам говорил о своих героев, что у них никаких реальных прототипов, так как все современное российское общество является прототипами. Поэтому, когда комедия была поставлена в столице и в городе на Неве, то чиновники негодовали, стали обвинять автора в том, что он очернил и исказил всю их жизнь. И автор добавил эпиграф к своей комедии, где понятно намекал обществу, что не стоит винить автора, а лучше все-таки посмотреть на себя со стороны.

Вставить свои 5 копеек

Ваш e-mail не будет опубликован.