Особенности композиции в комедии «Ревизор»

Известная и интереснейшая гоголевская комедия «Ревизор» имеет необычную для того времени литературную композицию. Главное отличие состоит в том, что в ней не дается развернутая история всех тех действий, которые и приводят к основному событию, которое отражено в комедии и лежит в основе всего художественного повествования. В литературе отсутствие предыстории носит название экспозиции. Некоторые исследователи считают, что в качестве такой экспозиции для гоголевской комедии «Ревизор» можно взять небольшое отступление в комедии самого автора — «Замечания для господ актеров». Но этот факт ничем не подтверждается, поэтому все это остается на уровне домыслов и догадок.

Что же можно узнать их этого авторского отступления еще перед началом чтения всей гоголевской комедии? В этом небольшом повествовании автор более подробно описывает характеры своих героев, позволяя актерам понять их до конца и правильно и грамотно сыграть их потом на сцене. Есть еще одна отличительная черта гоголевской комедии: все действие произведения начинается сразу же с завязки, и она уже содержится во фразе Городничего, который сообщает чиновникам города о том, с какой целью он их собрал. И тут же Городничий говорит о том, что скоро в город должен приехать ревизор, и это известие, как для него, так и для всех городских чиновников пренеприятное. Одна фраза, но уже из нее многое становится ясным и читателю остается лишь только ждать, какой будет развязка всего этого действия.

Основная движущая сила гоголевской комедии, которая помогает быстро развиваться действию, сменяя их, — это страх городских чиновников. Он настолько у них сильный, что они легко в проезжающем мелком чиновнике видеть ревизора. А ведь Хлестаков уже давно проявил себя в городе, живя в самом захудалом трактире города. Кстати, по ходу повествования читатель узнает, что живет он там уже вторую неделю, а заплатить-то ему нечем. Поэтому он и двинуться дальше не может, так как у него средств для этого не хватает. Но об этом никто даже не задумывается, страх городничего и его помощников-чиновников оказывается намного сильнее. Именно он так сильно действует на чиновников уездного города, что пытаются все услужить мнимому ревизору, даже не видя, что он совсем другого уровня. Чиновники боятся разоблачения, и этот страх толкает их на необдуманные поступки, которые выглядят в ходе гоголевского повествования глупыми и смешными.

А главный герой настолько глуп и невежеств, что не сразу понимает, почему вдруг меняется к нему отношение и все проявляются огромное усердие, чтобы ем служить. Даже его слуга это начинает понимать быстрее, чем сам барин. Но самой высшей точкой развития всех действий в гоголевском повествовании становится сцена, когда Хлестаков начинает врать и это уже невозможно остановить. Гоголь это показывает как кульминацию своего произведения. Иронично описывает автор, как человек из низкого сословия чиновников пытается всем доказать, что он занимает высокое место. И с каждой фразой главного героя оно становится все выше и выше, а вранья больше. Мнимый ревизор видит, как его слушают городские чиновники и готов врать еще больше, лишь бы оставаться в центре внимания.

Наконец-то и он добивается своей славы, становится на ее вершине, и совсем не видит того, да и не желает сам того замечать, что его же слова различаются, что их невозможно выстроить в какую-то логическую цепочку. И чем больше выпивает Хлестаков, тем выше становится и его пьедестал. Он торжествует и наслаждается тем, что его наконец-то слушаю и, самое странное, ему верят. Но в комедии развязкой является тот момент, когда все: и городничий, и его чиновники — читают письмо, которое написано сами Хлестаковым. Он пишет своему другу некоему Тряпичкину и рассказывает, какое интересное приключение с ним случилось. Так открывается правда и таков исход всего гоголевского события.

Все узнают о том, что Хлестаков не является проверяющим, а то, как он описывает в своем письме общество уездного города, где он провел некоторое время, веселят даже самих чиновников. Только не тех, о ком начинают читать характеристику. И вот тут все ясно осознают, что они, люди, считающие себя умными, приняли за ревизора самого ничтожного человека. Они удивлены тому, как все-таки все смогли принять его за ревизора? Но гоголевское мастерство подчеркивается тем, что в конце своей пьесы он вставляет и «немую сцену», которая придает произведению некую особенность в композиции.

И вот когда все герои заворожены открывшейся правдой, появляется жандарм, который сообщает городничему и городским чиновникам о том, что в их уездный грязный город приехал настоящий ревизор. Так действие завершается, словно создает круг. Ведь теперь городское общество, стоящее у власти, снова возвращаются в свое прежнее состояние, и их одолевает страх. И это своеобразный гоголевский намек на то, что теперь всех жителей уездного города, которые не выполняли своей работы, ждет возмездие. Именно поэтому так высоко ценилось драматургическое мастерство Николая Гоголя, который совсем по-новому написал самое оригинальное произведение русской литературы, которое стало сокровищем русского театра.

Вставить свои 5 копеек