Не всякому человеку дан талант, дана возможность творить. Говорят, что это талант от Бога. Поэтому важно не разменять свой дар по пустякам. Каким же должен быть настоящий писатель? В чём суть такого сложного интеллектуального и творческого процесса, который называется писательский труд?
Многие писатели, начиная с Державина, Пушкина, Некрасова задумывались над этим сложным вопросом. Вот и повесть Константина Паустовского «Золотая роза» посвящена содержанию труда писателей. Это было желание постичь природу искусства слова, основываясь на собственном опыте и осмысливая творчество великих писателей. «У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная и прекрасная область человеческой деятельности никем, по существу, не изучена», – так начинает своё произведение Паустовский.
А Викентий Викентьевич Вересаев в одной из своих лекций для литературной студии «Что нужно для того, чтобы быть писателем?» говорит о том, что писательство – это трудное и довольно запутанное дело. Писатель убеждён в том, что начинающий писатель должен добывать средства к жизни, имея какую-либо профессию, живя в обычной жизни, наблюдая за ней не снаружи, а изнутри. Но и становясь профессионалом своего дела, писатель всё равно, по словам Вересаева, не должен вариться в собственном соку. Его задача – «в жизни жить, работать – инженером, врачом, педагогом, рабочим».
Действительно, прав Викентий Вересаев, потому что только непосредственные впечатления могут наполнить слово подлинным содержанием. Слово надо пережить, узнать на ощупь, на вкус, на запах.
Как здесь не вспомнить такого великого мастера слова, как Михаил Пришвин, который не уставал путешествовать по стране и подарил нам великолепные образцы пейзажной литературы. «Кладовая солнца», «В краю деда Мазая», «Лисичкин хлеб» дарят детям и взрослым глубокое содержание и поэтичность в описании родной природы.
Или Антона Павловича Чехова, писателя и врача. Именно наблюдая людей непосредственно в жизни, он смог создать такие яркие, такие точные слепки человеческой натуры, обрисованные им в его лаконичных рассказах, таких как «Хирургия», «Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и другие.
Не всем писателям в начале их литературной карьеры бывает легко. Но, может, это и неплохо? В. Вересаев говорил: «Каждый успех снижает требовательность к себе». Если исходить из этой мысли, то Михаилу Афанасьевичу Булгакову тут как раз «повезло»! Жестоких щелчков, таких как отказ редакции печатать его произведения, резкая критика, он повидал немало. Его роман «Мастер и Маргарита» пролежал в архивах более шестидесяти лет, прежде чем попал к нам, читателям! Зато успех эта книга имеет грандиозный!
Может быть, и прав был Вересаев, завещавший писателям просить судьбу быть к ним «построже и позлее»? Может, именно тогда мы наверняка узнаем, кто есть настоящий писатель.