Историческая правда и вымысел в «Песне о вещем Олеге»

Одним основоположником русской литературы по праву считают опального поэта Александра Пушкина, которые в своих великолепных произведениях старается разбудить чувства человека, пробуждая лишь только его самые лучшие качества. Он помогает человеку понять и разобраться в прошлом и в будущем. Поэт легко и ненавязчиво в своих литературных творениях заставляет забыть все жизненные мелочи и заботы, которые мешают их счастью. В его произведениях читатель сталкивается с особым восприятием современного мира, поэтому до конца понять этот чувственный и эмоциональный порой невозможно.

Пушкин в своих произведениях очень ярко описывает все основные черты русского характера, показывая его лучшие стороны. Основной темой его творчества становится история, прошлое своей родины. Этой теме посвящено пушкинское произведение «Песнь о вещем Олеге». В этом стихотворном творении легко и свободно опальный поэт описывает то историческое событие, которое действительно произошло в определенную эпоху.

Известно, что историческое пушкинское стихотворное произведение было написано в девятнадцатом веке. Точная дата написания — 1822 год. Считается, что это стихотворение отразило смерть великого князя Древней Руси, который был известен и славен своими военными походами, которые обычно очень хорошо оканчивались. О его победах слагались настоящие легенды. Александр Пушкин это историческое событие отразил в своем поэтическом творчестве. По содержанию пушкинского текста вещий Олег, собираясь в поход, решает сразиться с хазарами, чтобы отомстить им. Олег идет со своим войском упорно, чтобы отомстить за то, как они в последний раз напали на его родину, а теперь он также все сжигает на своем пути.

И вот князь Олег вместе со своей дружиной едет по полю, где должна состояться битва. Таков сюжет пушкинского произведения, а вот в исторической летописи Олег совершает свой поход в греческую империю, где в то время была столицей город Царьград. Тогда по приказу князя были вытащены на берег корабли, которые тут же поставили их на колеса, и было решено поднять на них паруса. Такое видение страшит греков и они, видя странные сооружения, которые вдруг заезжают в их город, согласны уже на любые условия, даже выплатить дань.

Несмотря на свое согласие, они пытаются хоть немного изменить ход всей войны, чтобы выиграть ее. А Олегу, чтобы навсегда уничтожить его, преподносят пищу и напитки, которые уже отравлены. Но князь, понимая, что перед ним неприятель, их угощения не принимает и, соответственно, коварный замысел врагов срывается. После этого слава о мудром Олеге принесла ему известность, и вскоре его стали называть Вещий Олег. Он смог не только предугадать попытку отравления, но и смог предвидеть те события, которые произойдут, смог их использовать так, как ему было удобно. Это помогло ему в этой сложной битве одержать желанную победу.

Но автор говорит и о том, что рок преследует его героя, он определяет то, каким будет его будущее. И эта тема занимает особое место в пушкинском произведении. Пушкин говорит о том, что конь под князем смелый, который не боится боя, хорошо понимает своего хозяина. Если нужно, то он будет стоять смирно, даже если стрелы вражеские будут лететь мимо. Но стоит только его господину пришпорить его, то конь помчится быстро по полю. Не боится этот конь ни холода, ни дождливой погоды. И вдруг Олегу предсказывают, что смерть он свою примет от верного коня.

Автор показывает, как начинает его герой сомневаться, пытаясь осознать суровую действительность. Судьба человека занимает в пушкинском стихотворении центральное место. Ведь человек не существует, пользуясь только своим разумом, он живет, поэтому и испытывает и волнения, эмоции и чувства, которые наполняют его жизнь, делает ее более насыщенной и яркой. Поэт говорит своему читателю о том, что человек не может изменить свою судьбу, а она не выбирает своих жертв.

Предсказатели судеб не бояться властных и богатых людей земного мира, так как они подчиняются божественной силе. И волхвам совсем не нужен дар от князей, так как их истина свободна и правдива. Они не могут говорить то, что от них желают услышать. Обычно человек не знает о своей судьбе ничего, это тайное скрывается от каждого. Но волхвы имеют дар предсказания. И один из таких предсказателей решает рассказать судьбу и князю Олегу.

Пушкин берет за основу историю существования князя Олега, его подвиги также подтверждены древними летописаниями. Поэтому получается, что автор показывает историческую правду. С уважением поэт описывает подвиги Олега, показывает он и то, какая сильная личность была в Древней Руси, какой смелый и отважный характер имел князь. Но ведь пушкинское стихотворение об этом человеке — это литературное произведение. Соответственно, автор вводит и образные выражения, когда пытается показать то, что у природы есть свои законы. И это поэт делает при помощи мифологических образов.

О том, какова судьба человека и от чего она зависит, еще задумывались первобытные люди. В это время человек начинал понемногу осознавать, что он сам не в силах изменить своей жизни, а зависел во многом от тех людей, которые его окружали, да от мира природы. Интересную легенду о том, как умер славный князь Олег, прославивший себя военными подвигами, опальный поэт знал с раннего детства, и эта трагическая история в то время очень сильно поразила его. Маленький Пушкин рисовал эту историю в своем воображении.

И только уже используя эту легенду, поэт берет ее за основу и перерабатывает так, чтобы выделить в нем еще и мотив привязанности князя к своему боевому товарищу. Добавляет Пушкин в свой стихотворный сюжет и кудесника, который как раз и предсказывает Олегу его судьбу. Он эту встречу описывает так: из темного и густого леса прямо навстречу князю неожиданно выходит кудесник, который не подвластен людям. Он лишь только подчиняется Перуну, который помогает ему в предсказаниях будущего. Перун весь свой век провел в гаданиях и мольбах.

Вот теперь предсказатель и слуга Перуна сам подъезжает к Олегу. Он предсказывает ему погибель от верного товарища, которого князь проверил в боях. Предсказание сбывается, так как Олег, приблизившись к черепу своего верного коня, умирает. Но погибель приходит от змеи, которая затаилась в черепе коня. А ведь известно, что змея и ее укусы всегда считались признаками смерти, хаоса, это некий символ греха и зла. Судьба человека подвластна лишь только богам. Ничего невозможно изменить в человеческой судьбе, от нее некуда не уйдешь, все уже предопределено.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Автор просто пересказал сюжетную историю этого стихотворения, о которой нам известна!
    Нет ответа, исторического ответа о достоверности его.