Предшественники образа Демона, нашедшие отголоски в поэме Лермонтова

Поэма М.Ю. Лермонтова, выросшая на почве богатой фольклорной традиции мировой художественной культуры, вобрала в себя все пласты понимания образа главного героя, который по мере работы над созданием поэмы трансформировался писателем, обретая все новые и новые черты.

В поэме М.Ю. Лермонтова находят разнообразные мифологические отголоски и литературные основы. Данный образ волновал писателя с ранней юности, очаровывая и завораживая своей мрачной эстетикой. Без всяческих сомнений можно узреть близость лермонтовского Демона к персонажам сатанинским, которым в разные эпохи именовали по-разному: Демон, Люцифер, Асмодей, Левиафан, Сатана, Мефистофель и так далее. В средние века образ этот осмысливался как существо, наделенное всеми пороками, имеющее крайне уродливый и отталкивающий облик, таковым он предстает в творчестве Данте, традиции эти будут продолжены позднее в творчестве Шатобриана, Соути и даже Жуковского.

Но вскоре образ Демона будет переосмыслен, яркое воплощение данный образ получит в произведениях Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», в которых он предстает перед читателем как могущественная индивидуальность, взбунтовавшаяся против тирании и выступающая за свободу человеческой личности. В нем борются два начала, он уже носитель добра и зла, в нем идет непрерывная борьба с самим собой, он уже не тот носитель исключительно отрицательных качеств, что был в средневековье.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Произведения Мильтона вдохнули в образ Демона новую жизнь, сделав предпосылки для появления его в качестве героя романтических произведений. У Гете Сатана, или Мефистофель, рассматривается через призму идей Просвещения, его Демон — это дух сомнения и отрицания. Вслед за Мильтоном и Гете образ этот перекочевывает более широко в мировую литературу, встречаясь у Байрона, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова. Именно в этот период образ Демона приобретает человеческие черты, его наделяют романтическим ореолом. Таким образом, Демона нельзя причислить к литературной новации писателя, он формировался многими поколениями писателей, он представал в разной ипостаси, но объединяло эти образы одно — одержимость, могучая энергия и непримиримость с устоявшимися нормами и дух бунтарства, одиночество, которые неизменно привлекали людей интеллектуального и творческого труда к проработке образа Демона.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Очень сильное произведение. Если бы не дуэль, сколько еще шедевров нам оставил бы Михаил Юрьевич!

Ваш e-mail не будет опубликован.