Роман «Евгения Гранде» начинает формироваться в сознании Бальзака тогда, когда уже намечен план создания «Человеческой комедии», продолжая работу, таким образом, над созданием образов той ярмарки тщеславия, которая частично была раскрыта в его предыдущих произведениях, объединяющихся в цикл. Именно поэтому данный роман воспринимается, как произведение цельное, логически законченное, завершенное. История честного виноградаря, который при накоплении богатства не может справиться с искушением, чтобы побороть соблазны стяжательства и накопительства, которое не знает никакой меры и разумных границ, писатель показывает нам типичную ситуацию, когда власть денег приобретает над человеком такую силу, которую трудно себе вообразить, поскольку переходит все разумные пределы и рубежи.
В сюжете романа нашли отражение типичные явления, но он вместе с тем прост и реален, отражает правдиво жизненные обстоятельства. Действие развивается в одном из провинциальных городов, носящих название Сомюр, который характеризуется плавным течением жизни. К семейству Гранде, которое состоит из супругов и их единственной взрослой дочери Евгении (или Эжени) пожаловал их родственник Шарль, который приходится кузеном их дочке, он представляет собой существо изнеженное и с некоторым налетом щегольства.
Между молодыми людьми вспыхивает взаимное чувство, но в скором времени приходит известие о скорбной кончине его отца, который решился на самоубийство, оказавшись в долгу у кредиторов, и Шарлю приходится спешно покинуть поместье Гранде. Глава семейства Феликс Гранде тут же способствует отправлению разорившегося бедного родственника подальше от собственной дочери, она же в свою очередь отдает любимому все сбережения, из-за чего скряга Гранде устраивает серьезную сцену, после которой его жена заболевает и вскоре умирает. А Евгения продолжает ожидать возвращения своего возлюбленного.
Он вернулся лишь через семь лет, но не к ней, поскольку считает ее бедной родственницей, не подозревая, что отец оставил ей в наследство семнадцать миллионов. Он женится на богатой аристократке, заботясь о своем безбедном будущем и проявляя свои меркантильные качества. Из-за маниакального накопительства и жажды наживы не позволил своей дочери быть счастливой с любимым глава семейства Гранде, даже не смог спасти жену, не раскошелившись своевременно на врачей, доводит своего брата до рокового шага, не предлагая финансовую помощь. Накопительство становится его смыслом жизни, затмевая человеческие чувства привязанности, любви, сострадания.