На литературном небосклоне звезда Гофмана зажглась довольно поздно. Он вступил в ряды писателей в тридцатичетырехлетнем возрасте. Его буйный полет фантазии был расценен как романтические произведения, хотя Германия уже давно привыкла к тому, что ее романтики начинали сочинять свои труды с ранних лет, а в юношестве уже были любимы публикой и имели известные произведения, именно на их безудержную молодость и списывались порой их причуды и своеобразная оригинальность.
Его талант писателя вспыхнул довольно ярким фейерверком и очень неожиданно. Он был чиновником, служившим в суде на окраине Польши, затем перебрался в Дрезден, а в момент первой пробы пера подрабатывал в министерстве юстиции Берлина, поговаривали, что даже лишенным звания. А также судачили, будто был выслан с предыдущего места работы за карикатуры на начальство, что считалось неслыханной дерзостью по тем временам.
В нем было много загадочного, а в его облике множество противоречивых черт, ведь чиновники принадлежали всегда к сугубо серьезным людям, которым свойственно быть достойными и степенными, чуждыми полета фантазий. По крайней мере, эти противоречия в одном человеке, которым суждено было соединиться в Гофмане привели к тому, что его чуждались, принимая за странного человека, окружающим не понять было его глубокого и особенного внутреннего мира, не идущего в сравнение с их пониманием жизни.
Гофман писал очень быстро и много, зачастую одновременно работая над несколькими произведениями. Всего за восемь лет своей писательской деятельности из-под его пера вышло много произведений, уже давно полюбившихся огромной аудиторией его читателей, а также почитателями его творчества:
- Эликсиры сатаны (1816);
- Житейские воззрения кота Мурра (1821);
- Ночные повести (1816);
- Золотой горшок (1814);
- Серапионовы братья (1819-1821);
Современники читали Гофмана с большой охотой и с энтузиазмом, а уж «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), сделала его любимцем публики. Гофману с огромным мастерством удалось воссоздать картину современного ему мира и при всей гротескности, символике, гротескным преувеличениям и фантастике, присущим его произведениям, обличить его пороки и с юмором высмеять недостатки, обнажая несовершенство окружающего мира. Этот причудливый фантаст в своих необычных произведениях очень много нам поведал о жизни и мире, в котором мы существуем.
При самом ближайшем и скрупулёзном рассмотрении гофмановский паноптикум оказывается живым социальным организмом, при помощи сатиры и гротеска Гофман без жалости выхватывает пораженные социальной язвой места, заставляя читателя задуматься над социальной несправедливостью, над своим мировоззрением, вскрывая прорехи устройства мира. Откройте для себя пестрый и многогранный мир Гофмана, позвольте немного расшириться своим граням реальности.
Понравилась статья, очень хорошо выражено то как старается писатель. Хорошо что есть такие сайты!
Мне казалось, что он жил раньше. Больше всего запомнились его сказки (тут он в первой мировой пятёрке), а из произведений это “Песочный человек”. Хотя перевод достаточно трудно читается. Всё таки начало 19 века.