Чем опасно равнодушие?

Ещё Бернард Шоу говорил, что высшая степень бесчеловечности — это равнодушие. Именно равнодушие заставляет людей совершать отвратительные поступки — или не замечать их. Это страшное явление, которое носит глубоко личный характер и, скорее всего, является врождённым качеством человека, которое успешно культивируется обществом.

С характеристикой Б. Шоу не согласиться очень сложно: равнодушие становится молчаливым пособником самых ужасных события на земле. Оно может коснуться судеб отдельных людей, целых семей — и достигать поразительных, колоссальных масштабов!

Тема равнодушия затрагивается в произведениях многих отечественных и зарубежных писателей — в частности, О. Уайльд в «Портрете Дориана Грея» показывает, каким жестоким делает человека равнодушие. Конечно, речь идёт о сцене, в которой Дориан отвергает влюблённую в него актрису театра, и та погибает, не выдержав холодности любимого.

Подобная судьба постигает и господина Желткова — персонажа повести А. Куприна «Гранатовый браслет». Долгие годы любящий замужнюю женщину, Желтков не смеет подойти к ней, потому что считает себя недостойным её — а ещё понимает, что у этой любви не может быть совершенно никакого продолжения. Единственная вольность, которую он себе позволяет, — послать подарок на именины Веры, своей возлюбленной. Он не просит её отвечать и ничего от неё не ждёт — лишь тихо обожает героиню своих душевных терзаний.

Герой погибает, не выдерживая равнодушного, а потому жестокого отношения со стороны окружения Веры — и её в какой-то степени согласия с этим. Так, Вера Николаевна старается заступиться за Желткова, тихо прося мужа не показывать юмористический альбом с карикатурами на своего тайного обожателя, однако позже, когда брат и муж решаются вернуть браслет поклоннику. Впрочем, если Василий Шеин проявляет сочувствие к несчастному Желткову, то брат Веры, Николай, остаётся совершенно чёрств к душевным терзаниям героя.

В какой-то степени равнодушие становится причиной серьёзной болезни Олеси из одноимённой купринской повести. Любовь заставляет Олесю, которую недолюбливают местные и считают ведьмой, отправиться в церковь, где на неё нападают бабы — но никто, ни один из присутствующих на площади не вступился за честь девушки.

Однако ярче всего проблема равнодушия отразилась в повести А. Куприна «Яма». Это сложное произведение, изначально отрицательно принятое публикой и считающееся едва ли не порнографическим, является едва ли не единственным в творчестве писателя, где равнодушие — а вместе с ним и малодушие — становятся, пожалуй, основной темой.

В первую очередь стоит отметить отношение к «девицам» всех заведений: ни мужчины, ни владелицы домов, ни гордая и надменная экономка не видят в девушках людей. Так, в самом начале повести несчастная Паша падает в обморок, а после с ней случается истерика — однако владелица публичного дома Анна Марковна вновь отправляет её к гостям, как только девушка немного приходит в себя. Ей чуждо сочувствие к «работнице», она совершенно равнодушна к её проблемам, ведь волнует её только одно — прибыль.

Целый монолог, посвящённый потребительскому и совершенно равнодушному отношению к девушкам, произносит главная героиня повести Женя. Она поражается потребительству со стороны мужчин, их глупости. Именно это равнодушное отношение толкает девушку на страшное преступление — она начинает мстить «гостям» публичного дома, заражая их сифилисом. Лишь одного юношу она пощадит — пощадит потому, что увидит, что он ещё не дошёл до той стадии, когда мужчина превращается в равнодушное животное, не способное на человеческие чувства. Итог жизни героини очень трагичен — она погибает.

Без сомнений, все герои купринских произведений, столкнувшиеся с проблемой равнодушного отношения окружающих, приходят к гибели — и это, пожалуй, одно из самых страшных последствий людской бесчувственности.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.