Анализ стихотворения «Фонтан» Фета А.А.

В 1891 году А.А. Фет написал свое знаменитое стихотворение «Фонтан». Лирический герой в нем существует в определенном симбиозе с летней ночью:

«Ночь и я, мы оба дышим».

Этот союз очень важен для стиха. Они вместе дышат пьяным, ночным июльским воздухом, который легко угадывается по упоминанию запаха цвета липы. Они оба замечают умиротворяющий танец води в фонтане, и слышат его прекрасную песню. Перед этой песней замолкает и лирический герой, и фонтан.

Далее Фет делает что-то воистину достойное великого гения — он оживляет фонтан, дает ему возможность не только играть музыку, но и рассказать лирическим героям свою историю.

«Я, и кровь, и мысль, и тело»

— говорит им фонтан, таким образом автор показывает, что это история настоящего человека. Человека, который состоит из плоти, крови и, что самое главное, из разума, что позволяет ему видеть, как на самом деле устроен мир.

Это видение дает возможность говорить от имени всего человечества:

«Мы послушные рабы».

Но почему рабы? Таким образом, автор решил показать всю ничтожность людей в этом мире, слабость перед судьбой. Тут жизнь сравнивается с работой уже реального фонтана. Подобно воде в этом механизме, жизнь выталкивает на определенную вершину, максиму существования. И мы действительно «смело возносимся» вверх, считая такие подарки судьбы как что-то, что само собой разумеется. И вот здесь главный акцент всей речи фонтана: мы все равно упадем с вершины жизни в воды мира душ, где только Господу судить за грехи и решать нашу дальнейшую судьбу.

В последней строфе в стих врывается утро. Оно исходит от лирического героя, который наконец-то избавляется от союза с ночью. В этот момент открывается истинная сущность образа летней ночи — это метафора сомнений, темных мыслей. И примечательно, что вся эта волна чувств, которая накрывает поэта, в действительности, очень коротка, как и каждая летняя ночь. Утро рано или поздно наступит.

Герой понимает, что на самом деле он живой:

«Мысль несется, сердце бьется»,

все его сомнения на самом деле не имеют смысла ведь:

«Мгле мерцаньем не помочь».

Но эта неспособность развеять темноту указывает на еще один сильный акцент: автор показывает, что для него необходимо нести сильный свет, то есть быть чистым в мыслях своих, делах и самое главное — вере. Так, вместе с появлением этой веры заканчивается основная часть произведения.

Для понимания финала стихотворения, стоит понимать какой контекст за ним стоит. Это одна из последних предсмертных работ автора. Все эти сомнения, основанные на страхе перед скорой смертью, которую Фет, безусловно, чувствовал. Кровь — эта вода в фонтане тела человеческого тела обязательно вернется к сердцу, она попадет в смертельный водоем, но душа никуда не денется. Великой надеждой на божье спасение заканчивается стих.

В конце концов «заря потушит ночь», здесь прямой намек на христианскую рождественскую звезду. В финале стиха читатель находит надежду на жизнь и это, пожалуй, самое важное из того, что Афанасий Фет хотел передать.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.