Анализ стихотворения «Смерть» А.А. Фета

Лирику А.А. Фета традиционно считают философской, и на то есть множество оснований. В своих стихотворениях поэт обращается ко многим «вечным темам», рассматривая «классические» философские категории: бытие, разум, человеческую душу, смысл жизни, человека и его взаимоотношения с Богом…

Если обратиться к биографии поэта, то можно заметить, что стихотворение было написано в последние годы его жизни. Можно заметить, как сильно поменялось настроение его произведений с традиционно мажорного, как в классическом «Я пришёл к тебе с приветом…», на минорный, «тютчевский». Это очень нехарактерно для А. Фета, что позволяет думать о том, что «Смерть» стала поэтическим подведением итогов долгой и насыщенной жизни поэта. В это самое время он обращается к христианству, к Богу, и мысль о бессмертии человеческой души красной нитью проходит в стихотворении.

Темой стихотворения «Смерть» будет как раз философская мысль о жизни и смерти — это подсказывает и название, и содержание. Стихотворение бессюжетно, оно представляет собой некий поток мыслей лирического героя, которого, конечно, можно отождествлять с автором. В этом произведении отразились чувства и размышления героя на тему смерти и жизни после неё. Что есть жизнь? Разве она ценна? Жизнь — обман, — категорично заявляет герой. За ней ждёт целый океан событий, чувств и… чего-то неизведанного.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

«Смерть» написана пятистопным ямбом с заменой некоторых стоп ямба пиррихием (первый стих последнего катрена), что было характерно для лирики 19-20 веков. Рифма в стихотворении перекрёстная, с чередованием женской и мужской рифмы. Произведение не богато средствами художественной выразительности. Тропов совсем немного: эпитеты (бездонный океан, лёд мгновенный), гипербола (мгновенность жизни: улыбка и жизненный расцвет, над которыми уже торжествует смерть), аллегоричное сравнение (обман, под которым понимается мимолётная человеческая жизнь, сравнивается с тонким льдом) – вот, кажется, и всё. Стилистических фигур больше: это и риторические вопросы («Бежать? Куда?»), и инверсия, и оксюморон (смерть — бессмертный храм; слепые поводыри). Но важнейшую роль играет антитеза, на которой, кажется, построено всё стихотворение: жизнь здесь противопоставляется смерти, правда — ошибке. Лирический герой размышляет о жизни и смерти и приходит к выводу, что человеческое существование кратко, хрупко и… не важно. Он представляет жизнь как крикливый базар, как тень истины, как тонкий лёд, под который легко можно провалиться. Жизнь в его глазах как будто теряет свою ценность. Впрочем, это будет неверно: она не нужна сама по себе. Жизнь отдаляет человека от Бога, она обманна. Но она важна потому, что ведёт к смерти — а за смертью и есть Бог, спокойствие и истина.

Это стихотворение едва ли можно назвать импрессионистичным, что обычно свойственно лирике Фета. Это сложный, продуманный и многогранный философский труд о смысле жизни, о самой жизни и о смерти, об истинных и ложных ценностях.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.