Образ Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза»

В годы, когда создавалась «Гроза», в одном из волжских городов произошла трагедия: утопилась молодая женщина из купеческой семьи. Многое совпадало, чтобы посчитать, что именно это происшествие положено в основу драмы, но не совпадало лишь одно ― сроки: «Гроза» к этому времени была уже закончена…

Этот факт лишний раз убеждает нас в том, что А.Н. Островский ― «летописец русской жизни». Пеаред нами драма. И драма эта ― самое решительное произведение Отровского, где отношения самодурства и его жертв доведены до предела. И этим пределом стала гибель главной героини.

На первом плане общая, не зависящая ни от кого из героев обстановка жизни. Пьеса изображает «темное царство» со всеми его проявлениями: невежеством, безнравственностью, предрассудками. Но царство это окружено красотой, светом. Люди Калинова живут в благословенных местах: город стоит на берегу Волги, весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства. И наряду с этой красотой перед нами предстают люди, которым эта красота чужда.

Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно собирается гроза человеческого духа, сколь неизбежной будет гроза над городом Калиновым. Но в чем причины собирающейся грозы?

Едва ли мы можем винить в этом Кабаниху или Дикого. Нет, прежде всего виновато время, которое их воспитало, которое подчинило их своим законам. Да, старые порядки постепенно забываются, на смену им приходят новые, но именно от этого, от понимания того, что прежней властью они уже не обладают, самодурство Дикого и Кабанихи порой доходит до абсурда.

Когда мы говорим о Кабанихе, перед глазами у меня возникает образ ее дома. Дом этот очень крепкий, основательный, жизнь семьи течет за высокими дубовыми заборами. Везде в доме большие замки. Замки на всем: на дверях, на сундуках на кладовых. И как в таких условиях могла спокойно жить Катерина, эта романтическая и возвышенная душа? Недаром она говорит Варваре: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

Утешение Катерина ищет в мечтах: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», успокоение в молитвах, в воспоминаниях. Но и это ей не может помочь, она хочет вырваться, полететь, хочет обрести свободу. Но разве может она это сделать, живя с деспотичной свекровью? Оттого и страдает она.

Катерина по своей натуре человек свободолюбивый, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства. Она, как назовет ее Добролюбов, «луч света в темном царстве». Светлое начало естественно в ней, как дыхание, она натура свободолюбивая и страстная. И вскоре мы понимаем, что у нее один выход. И выход этот ― освобождение. Но ее нравственная чистота исключает возможность легкого освобождения. И освобождение ее трагично. Трагично оно потому, что рядом с ней не оказалось человека, способного уберечь ее от рокового шага.

Тихон… Нет, Тихон не мог этого сделать, ведь он всего лишь жалкое подобие мужчины, он марионетка в руках своей маменьки. И только в конце пьесы в нем ождается нечто похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И в этом отношении Кабанов становится выше Бориса, в котором Катерина не нашла ни помощи, ни поддержки. Но она не винит Бориса, нет, наоборот, она казнит себя, казнит за то, что принесла ему неприятности своей любовью. И даже у Варвары, у своей сверстницы, она не нашла понимания. Не нашла потому, что Варвара вышла из среды диких и кабаних. Да, она осталась одна.

Но противоречия существуют и в душе самой Катерины: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх ― с отчаянным желанием освободиться. В этом и драма. Добролюбов писал: «Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. в ее характере нет ничего внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри».

Да, Катерина страдает из-за того, что жить она привыкла руководствуясь чувствами, а в доме мужа и на ее чувства пытаются повесить замок. Видимо, когда-то и Кабаниха была а месте Катерины, когда-то и она пришла в дом мужа. Но у нее и у Катерины существенное отличие: Марфа Игнатьевна позволила жизни сделать из нее Кабаниху, Катерина же предпочитает остаться «лучом света», она не захотела жить в «темном царстве», не захотела подчиняться его волчьим законам.

Она решает, что бросившись в Волгу, она навсегда обретет свободу, она избавится от жестокости земного мира. Но даже здесь она боится, боится, что ее осудят за то, что не смогла вынести всех страданий. И мы чувствуем, что ей настолько плохо, ей настолько тяжело, что не можем не простить ее.

Да, читатель прощает ее, но простит ли он ту жизнь, те порядки, которые привели к таим последствиям? Постепенно меняется жизнь, но самодуры, чувствуя, что их положение теряет силу, становятся еще страшнее и жестче в своих требованиях к людям.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Тема отлично раскрыта. В те времена вся страна была беспросветным Калиново. И вырваться из него могли единицы