Драматург – человек более зависимый, чем писатель-прозаик. Он зависит не только от читателя, но и от зрителя, режиссера, актеров. Заставить аудиторию пеструю и разнообразную поверить в реальность происходящего на сцене – задача сложнейшая, решение доступно лишь мастеру высокого класса. А.Н. Островский был именно таким мастером. Его пьесы, созданные на историческом, фольклорном и бытовом материале составили основу национального репертуара. В пьесе «Гроза» отведено место народной трагедии.
Само название пьесы глубоко символично. Обычно его связывают с судьбой главной героини – Катерины, личности незаурядной. Это, конечно, верно. Но не в полной мере. Островский ощущал единство русской жизни в ее различных проявлениях. Душевное состояние человека, семья, общество, природа – все предстает под пером драматурга Островского как одно целое. А одно звено – отзовется во всей цепи. Сама тема грозы появляется в пьесе задолго до трагического финала.
Темное небо, дождь, удары грома – все это символические признаки напряженности. Можно без преувеличения сказать, что что почти каждый герой пьесы несет в себе искру. Раздваивается ли Варвара между видимой покорностью и потребностью вольного самовыражения. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» – эта позиция уязвимая, и в конце концов разрешается побегом из родительского дома. Ее брат Тихон обречен на мучительный выбор между почтительным страхом перед маменькой и любовью к жене: «Что же мне, разорваться что ли!» – в отчаянии восклицает он.
Любя Катерину, готовый простить ее, он не осмеливается перечить матери. Конфликтная напряженность отношений между матерью и детьми – следствие домашнего неблагополучия, грозящего обернуться окончательным. И действительно, зритель становится свидетелем распада семьи, казалось бы прочно державшейся на вековых устоях. В Савелии Диком временами говорит встревоженная совесть, многие его выходки проистекают от сознания внутреннего бессилия при внешней всесильности.
Конфликтность человеческих отношений распространяется и на мир природы. Действие пьесы разворачивается на высоком берегу Волги, а за рекой открывается сельский вид. Буря страстей в городе и тихая благодать на противоположной стороне. Для Катерины контрастность берегов соотносится с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве и настоящим положением в семье слабого мужа и деспотичной свекрови. Мы от нее слышим пророческие слова: «Где же сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?». Предчуствием грозы живут все. На глазах у всех Дикой кланяется оскорбленному им же мужику; раньше Катерина оправдывалась перед свекровью, теперь же кричит: «Пусть все знают!».
Жалуясь Кулигину на положение в семье, вызванное публичным покаянием жены, Тихон передает слова маменьки: «изменницу надо живую в землю закопать». Когда гроза действительно взошла, она прежде всего поразила женскую душу, возвышающуюся над остальными силой духа. Героиня, подобно громоотводу, приняла на себя всю мощь грозового разряда и вышла победительницей.
В XX веке традиции Островского оказались наиболее близки А.П. Чехову. Подобно своему великому предшественнику, он изображал жизнь на поверхности обыкновенную, но которая таит в себе огромную взрывоопасную силу. Бросая вызов обывательской самоуспокоительности, автор «Трех сестер», «Чайки», «Вишневого сада», конкретизировал энергию в образах – символах. И так же как Островский, выносил их в название пьесы, уже с самого начала настраивая аудиторию на драматический конфликт. Пьеса «Гроза» стоит у истоков такой традиции.
хуйня
Лех скинь дз я знаю ты это читаешь