В тяжёлых жизненных ситуациях люди зачастую задумываются над вопросом, что сильнее: закон или совесть. На стороне права — материальные и физические наказания, множество людей. Речь идет о штрафах, полиции, суде и других подобных вещах. Однако, на мой взгляд, внутренние моральные границы не позволяют человеку совершать преступления. То есть совесть убеждает не переходить грань дозволенного, а её муки самые ужасные. Получается, она сильнее закона, потому что может искоренить преступность. Литературные примеры подтверждают мою мысль.
Например, героиню пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерину именно совесть заставляет признаться в совершённом преступлении. Действительно, измена мужу — противозаконное дело. Конечно, мы можем попытаться оправдать молодую Кабанову: её унижает свекровь, Тихон даже не пытается защитить свою жену. Катерина страдает от деспотизма и лицемерия окружающих. Но сама героиня не готова противостоять «тёмному царству» его же методами, то есть врать, как это делает, например, Варвара. Не закон останавливает Катерину, а муки совести: именно поэтому она признаётся в измене, потому что чувствует себя осквернённой. Не зря Н.А. Добролюбов называет молодую женщину «лучом света в тёмном царстве» за её духовную чистоту. Так, совесть оказывается сильнее закона.
Родион Раскольников — герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — в самом начале считает себя «право имеющим» переступить через закон. Поэтому-то он убивает процентщицу и Лизавету. Снова мы можем попытаться оправдать студента: старуха пользуется бедственным положением окружающих и попросту обирает их, издевается над сестрой. Но это вовсе не оправдывает убийства. Сам герой не находит никакого подтверждения своей избранности, он признаётся в преступлении и идёт на каторгу. Кстати, свою теорию он и здесь долго не отпускает. Только читая Библию, переосмысляя собственные поступки и взгляды на жизнь, он начинает раскаиваться в совершённом. Совесть побеждает в его душе зло: Раскольников понимает, как губительна его идея для человечества. То есть нравственные барьеры оказываются сильнее правовых.
Так, литературные примеры показывают, что наказать человек может именно совесть. Она приводит к раскаянию того, кто ранее не был на него способен. Закон же просто защищает от преступников других людей, но справиться с преступностью правовые нормы не могут. Выход один — в нравственном воспитании человека, понимающего, что такое любовь, доброта, сострадание.