Искусство… Как много в этом слове! Музыка, литература, кино и картины. Но каковы истоки искусства? Именно на этот вопрос пытается ответить автор предложенного к обсуждению текста.
В.А. Солоухин обеспокоен вопросом о происхождении прекрасного. Писатель убежден, что есть два типа искусства: народное и мировое достояние. Если первое по большей части представляет из себя расписную хохлому и частушки, то второе — «картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романы Достоевского». Значит ли это, что народное достояние отличается по истокам от мировых шедевров? Нет. Опровергает писатель возможное предположение о том, что эти типы можно назвать ремеслом и искусством. Последним может являться расписной самовар и процесс заваривания чая. Главный вывод, к которому приходит В.А. Солоухин в процессе рассуждения о типажах прекрасного — это то, что причиной возникновения двух видов искусства является состояние человеческой души.
Авторская позиция проста и понятна: бессмысленно разделять искусство на виды, ведь его начало кроется в восприятии. Истоки заключаются в потребностях человеческой души, а именно в необходимости общаться с вечностью, выразить и сохранить красоту.
Я согласна с мнением В.А. Солоухина. Также полагаю, чувства, которые человек пропускает через себя при создании литературных произведений, фильмов и прочих предметов искусства, отражаются в работе. Результат в виде романа, картины, костюмов — язык душевных переживаний.
Например, в стихотворениях Пушкина всегда прослеживается его период жизни. В ранних произведениях преобладает подражание Державину, Байрону. Лирика лицейского периода преисполнена романтичностью. Здесь четко отслеживается стремление Пушкина найти собственный стиль, его переживания. Примечательны в это время работы «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы». В поздних периодах меняется настроение работ в соответствии со зрелостью автора. Поэт в стихах «К поэту» и другой лирике уже получает благословение свыше. Так, можно отследить творческий путь великого русского классика по тому, как душевные переживания писали новые строфы.
Исток искусства — душа. Каким бы ни был результат, он содержит в первую очередь частичку чего-то живого и настоящего. И именно это бесценно.