Ранний период творчества Блока отличается большим количеством любовной лирики. Поэт понимал любовь по-своему. Для него в этом чувстве не было ничего земного, обыденного. Он изображал возлюбленную как нечто божественное. В своих стихотворениях Блок воспевал образ «Вечной Жены», «Прекрасной Дамы», перед которой трепетал лирический герой.
В произведении «Вхожу я в темные храмы…» особенности блоковского образа возлюбленной переданы через отношение к ней субъекта стихотворения. Он стоит в храме и видит «Прекрасную Даму» во всем:
«Мне не слышны ни звуки, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты!»
Влюбленный хочет воссоединиться со своим объектом обожания, но в то же время он трепещет перед божественным, недосягаемым образом: «…Дрожу от скрипа дверей».
В своей «Вечной Жене» лирический герой Блока видел некое спасение, искал покой в ее незримых объятиях. В стихотворении «Одной тебе, тебе одной…» влюбленный произносит:
«…Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину».
Его душа находит спасение в образе возлюбленной, за что герой ей бесконечно благодарен. В этом стихотворении Блок пишет о любви как он путеводной звезде лирического героя:
«Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница».
Женский образ становится центром мира для лирического героя. В стихотворении «Мне страшно с тобой встречаться…» автор пишет:
«По улице ходят тени,
Не пойму — живут, или спят».
Земной мир померк для героя, превратился в царство печали, он не хочет в него возвращаться. Лишь мысль о «Прекрасной даме» приносит ему упоение и счастье:
«Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад».
Таким образом, образ возлюбленной в ранней лирике Блока предстает божественным идеалом, притягивающим и пугающим одновременно. Лирический герой воспевает его, видит в нем спасение души.