«…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», — писал М.Ю. Лермонтов о главном герое своего романа «Герой нашего времени». Образ Печорина вбирает в себя самые яркие черты человека эпохи «николаевской реакции», когда в общественной и политической жизни людей не происходило ничего волнующего и значимого, и они, будучи неудовлетворенными ровным путем без цели, начинали ставить психологические эксперименты над собой и другими. Так, Лермонтов наделяет Григория Александровича такими характерными чертами, как отстраненность, эгоизм и самолюбие, жесткий рационализм.
Печорин часто был равнодушен к тому, что происходило вокруг. Для того чтобы показать это, автор использует деталь: карие глаза героя «не смеялись, когда он смеялся». Описывая его взгляд, Лермонтов делает акцент на том, что окружающая действительность не волновала офицера, жизнь наскучила ему, поэтому, если внешне персонаж мог выглядеть заинтересованным происходящим, внутри он оставался безразличным: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…»
Как человек, привыкший распоряжаться судьбами других людей от скуки или из интереса, Григорий Александрович делает все ради личной выгоды. Психологизм, использованный автором в дневниках героя, помогает понять это: «…первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает…» Так, Печорин, желая заполучить Бэлу, решается украсть ее. Герой совершает безнравственный поступок, руководствуясь только своими желаниями. Это характеризует его как эгоистичного человека.
Печорин стремится жить «не сердцем, а головою», он не привязывается к людям и не испытывает теплых чувств к ним, о чем говорят его взаимоотношения с Максимом Максимычем. Если штабс-капитан, узнав о приезде Григория Александровича, искренне желает увидеть его, офицер не ощущает радости при встрече со стариком. Печорин воспринимает их товарищество только как источник выгоды. Подобный рационализм говорит о неспособности героя по-настоящему дружить и любить.
Так, образ Печорина содержит в себе основные черты пресыщенного жизнью человека эпохи «николаевской реакции», что позволяет назвать персонажа героем времени.