После того, как Грибоедов выходит в отставку, он в 1817 году определяется в Коллегию иностранных дел. Здесь происходит его знакомство с Пушкиным и Кюхельбекером. Зарождение первых тайных декабристских обществ приходится именно на эти годы. Многие будущие декабристы были друзьями писателя.
Грибоедов не только идейно сближался с ними, но и принимал участие в спорах, возникающих между прогрессивно мыслящими дворянами и реакционно настроенными противниками отмены крепостного права. Не без оснований считается, что именно в этот период и возникает у писателя идея «Горе от ума», которая начинает воплощаться в жизнь уже в Персии, куда он был направлен в качестве секретаря русского посольства.
Позже Грибоедов был направлен по службе в Грузию, где продолжал работать над пьесой, создавая сцены за сценой. В. Кюхельбекер был первым, кому писатель читал эти сцены.
Длительный отпуск, который удалось получить Грибоедову, благоприятно отразился на работе над комедией. Ведь писатель провел его в Москве, где возобновил старые знакомства и вновь получил возможность понаблюдать за бытом и нравами столичного дворянства. Он стал частым гостем балов, гуляний и званых обедов. Позднее писатель уезжает в имение Бегичева в Тулу, где и создает III и IV акты комедии. По возвращении в столицу Грибоедов занялся в основном оттачиванием стиха и языка пьесы, которая была окончательно закончена в 1824 году.
Весь остаток отпуска, который удалось продлить, писатель потратил на получение разрешения пьесы к опубликованию и постановке на сцене. Но к сожалению, цензура подвергла комедию сильной вырезке, и при жизни писателю так и не удалось увидеть свою пьесу на сцене. Лишь в 1862 году увидело свет первое полное издание пьесы.
Но никакие запреты не смогли воспрепятствовать рукописному распространению «Горе от ума». Именно по таким рукописным копиям познакомился с комедией и А.С. Пушкин, получивший, по его словам, незабываемое наслаждение.
Литературная жизнь 1824-1825 годов значительно оживилась появлением комедии Грибоедова. Декабристы, воспринявшие ее восторженно, всеми силами способствовали повсеместному ее распространению. Естественно, реакционное дворянство всячески стремилось очернить пьесу, ища изъяны в ее языке, стихе и композиции.
Их попытки оказались тщетными и не смогли умалить значительность роли комедии Грибоедова в истории русской литературы.