Пьеса М. Горького «На дне» — многогранное и неоднозначное произведение. Здесь интересно проработана идейная сторона, но также и художественные аспекты. Писатель уделяет внимание описанию деталей, а посредством действий раскрывает характер персонажей. В чем же заключается своеобразие пьесы?
Во-первых, нелинейность повествования. Часть важных для рассказа событий остаются вне сцены: драка Наташи и Василисы, месть последней и так далее. Даже убийство Костылева происходит вне стен ночлежки. Такой подход к повествованию делает сюжет динамичным и необычным в сравнении с другими произведениями.
Во-вторых, композиционно пьеса строится на отчужденности жителей ночлежки относительно друг друга. Каждый думает только о себе, переживает на собственную жизнь. Лишь в единичных случаях кто-то готов поинтересоваться о проблеме другого. Персонажи словно расставлены по разным углам сцены-ночлежки, замкнуты в небольших пространствах. Анна, Лука, Актер, Барон, Клещ и остальные персонажи имеют тяжелую судьбу. Но это не может оправдать их безразличие и эгоизм. Например, в сцене, где умирает Анна, происходит словно неразбериха: предсмертные слова героини путаются с выкриками соседей, играющих в карты и шашки. Здесь М. Горький подчеркивает разобщенность героем, их цинизм и равнодушие.
Писатель также прибегает к зеркальному отражению эпизодов. Они необходимы для симметричного расположения диалогов Насти и Барона. Так, в начале пьесы Настя вынуждена защищаться от скептицизма Барона, а в конце — рассказы Барона уже сопровождаются скептицизмом и недоверием со стороны героини.
Речь персонажей — художественное средство в пьесе. В пьесе встречается афористичность, философские споры, гиперболизм и ложь. Равнодушие героев всецело раскрывается в общении, как и их стремление только порассуждать о «хорошей жизни», но не построить ее.
Таким образом, пьеса «На дне» по-своему самобытна, а ее персонажи многогранны, хотя преимущественно в негативном смысле. Герои раскрываются через диалоги на протяжении всего произведения, в то время как некоторые важные события, влияющие на повествование, остаются вне сцены.