Эссе на конкурс «Помнить. Чтить. Не допустить»

Вариант 1

Многовековая история Белоруссии включает не только непрерывное развитие культуры и искусства, но также кровопролитные войны. Каждая из них приносила разрушения, смерти и большие потери, однако наиболее жестокой остается Вторая мировая война.

В годы противостояния гитлеровской коалиции Белоруссия должна была быть захвачена за считанные недели. Немецкое командование разрабатывало план по захвату СССР, который включал работу трех групп – «Север», «Центр», «Юг». «Север» должен был ликвидировать советские войска в Прибалтике, «Юг» — Кавказе, «Центр» — Белоруссии.

Наступление на Белоруссию было предвестником нападения на Смоленск и Москву, поэтому немецкие захватчики перебросили большую военную силу на это направление: 50 дивизий, 2 танковых группы, 2 бригады и 2 армии, а также один из самых сильных флотов нацисткой армии — 2-й воздушный флот. Но наиболее жестоким оставался план «Ост», нацеленный на обеспечение процветания «жизненного пространства». Это была задача на истребление местного населения и зачистку территории во благо армии Рейха, что положило начало насилию, нечеловеческим опытам над взрослыми и детьми, убийствам. Это начало геноцида.

Необходимо было уничтожить армию, страну, народ. Гитлер заявлял: «Мы обязаны истребить население — это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Политика фашистского геноцида — карательные операции, сожжение деревень, создание десятком лагерей смерти, гетто и других мест принудительного содержания. Мирное население Беларуси и советские военнопленные познали ужас показательных казней, виселиц. Солдаты Рейха не гнушались жестокостями, вешали трупы так, чтобы они находились перед глазами каждого. И это продолжалось несколько лет…

Невозможно сдержать слез, когда читаешь про Шталаг-352. Лагерь функционировал с июля 1941 года по июнь 1944 г. Здесь, на территории современного микрорайона Мсюковщина, в ожидании казни томились десятки тысяч военнопленных. Мученическую смерть в итоге встретили более 80 000 человек, сражавшихся за справедливость, свободу, мирное небо над головой. Они старались на фронте сделать все для победы, работали в партизанских отрядах, подрывали важные для гитлеровских войск объекты. Это злило немецкую армию, что вымещалось в насилии. Пленных держали в темных сараях с земляным полом, жуткой вони и грязи. Место для сна — деревянный хлипкий настил, который мог проломиться, из-за чего люди погибали раздавленными.

В этом страшном месте немцы издевались так, как могли. С особым цинизмом помещали провинившихся нарушителей в небольшие клетки, где вместо крыши была только колючая проволока. Человек не мог встать в полный рост, конечности затекали. Люди не выдерживали жажду и голод. Умирали сотнями ежедневно. Кто своей смертью, кого-то пристреливали. Дизентерия не была редкостью: посудой в лагере, в которую наливали несъедобную жижу, иногда служили шапки и даже ладони. В Шталаг-352 применялись порка, мучительные казни, демонстративные устрашающие повешения.

В одном ряду с Майданеком, Освенцимом встал Тростенец. Это территория — незаживающая рана в сердцах всех жителей. Здесь по официальным данным нашли покой после мучений и насилия более 206 000 человек, но озвучивают и другие цифры — 546 000, о чем свидетельствуют записи Чрезвычайной Государственной Комиссии от 1944 года.

В лагерь, находившийся недалеко от Малого Тростенца, свозили военнопленных, мирных жителей со всех окрестностей. Войска Гитлера не обращали внимания на пол, расу, возраст. Каждый здесь получал печать смерти, потому что не имел ни малейшей надежды вырваться на свободу. Здесь оказывались граждане Беларуси, Австрии, Польши, Франции, Чехословакии. В нечеловеческих условиях, условиях полной антисанитарии, голода и холода люди были обязаны трудиться на благо немецких захватчиков. Тяжелейший труд вкупе с недоеданием приводил к обезвоживанию. Если кто-то не справлялся с заданиями — расстрел.

Охрана не имела ограничений в поведении. Пленных били, убивали, казнили и пороли в присутствии остальных при построении для развлечения или от плохого настроения. Таким пыткам подвергались дети, старики, женщины. Собак тоже спускали с поводков, чтобы разорвать человека. Изощренной психологической пыткой стали виселицы. Они стояли на глазах у пленных. Если кто-то не справлялся или не хотел так жить, то мог пойти и повеситься. Подобное давление мало кто выдерживал, поэтому самоубийство не было исключением.

Действовала комната пыток, истязания в которой длились сутки. Для массового уничтожения использовались душегубки — специальные автомобили с крытым кузовом и герметичной дверью. В них вывозили в Тростенец узников минской тюрьмы и концлагеря по улице Широкой.

Война унесла множество жизней. Эти кровопролитные года отразились на каждой семье. Умирали и взрослые, и старики, и дети. Каратели же не гнушались никаких методов истребления населения. Их нельзя прощать, нельзя забывать. Нам остается только пронести эту историю через поколения, находясь на страже спокойствия каждого мирного жителя.

Вариант 2

За свою многовековую историю Белоруссия часто становилась местом боевых действий. Изначально страна сражалась в составе Российской империи, но после того как стала суверенной, все равно билась бок о бок с СССР. Среди кровопролитных событий только за последний век, происходивших на территории Белоруссии: польско-советская война, Слуцкое восстание, Польский поход РККА, Великая Отечественная война. Самой жестокой же остается именно Вторая мировая война, в годы которой немецкое командование истребляло население в соответствии с планом “Ост”. Тогда главной задачей по трем направлениям было зачистить территорию.

Карательные отряды не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей. В лагерях устанавливали виселицы для оказания большего психологического давления. Если человек не выдерживал голод, холод и изнурительные работы — он мог повеситься. Такой способ издевательства буквально ломал психику, подталкивал к самоубийству. После показательных порок, расстрелов, повешений трупы могли сутками находиться перед глазами. Таким образом нацисты показывали, что будет с непокорными.

Самым страшным испытанием становились концентрационные лагеря. На территории современной Белоруссии ранее располагался Тростенец. Здесь в период с осени 1941-го по июнь 1944-го гг. были зверски уничтожены жители из Беларуси, а также Австрии, Франции, Германии, Чехословакии, Польши. Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали.

Люди в этом концлагере встречали смерть по-разному: голод и недоедание, жажда, расстрел, заболевания, избиение, закапывание заживо, пытки, газовая камера. С каждым разом пытки становились изощреннее, а солдаты Рейха доказывали свою нечеловечность. Охрана лагеря без каких-либо моральных принципов не имела ограничений во власти и действиях. Они могли пристрелить кого-то из толпы на построении просто так — ради развлечения.

 

Нельзя пройти мимо трагедии в полесской деревне Ола. Уже более восьмидесяти лет на этой территории никто не живет и не заселяется. В военное время нацисты сожгли деревню вместе со всеми жителями. До прихода карателей местные считали деревеньку спасением. Именно сюда стекалось население Искры, Рудни, Коротковичей, Мормаля… Полесская Ола со всех сторон была окружены лесами и болотами, казалась надежным укрытием. До полного освобождения оставалось менее шести месяцев, страна начинала сбрасывать оковы немецких войск, а сами нацисты уже бежали в сторону гитлеровской Германии.

К сожалению, деревне с жителями не суждено было уцелеть. Жестокие карательные отряды подступили к ней на рассвете. Под предлогом регистрации людей начали сгонять в колхозный сарай. Попытки бегства карались расстрелом на месте. Из огромного сарая людей выводили на другой конец деревни, где заталкивали в дома и сжигали заживо. Огонь, взрывы гранат… Кому-то удавалось выбежать из адского пламени, однако на выходе ждали фашисты. Людей после спасения закалывали, резали, расстреливали. Всего погибло около 2 000 человек в этой местности, но самым жутким становится осознание того, что 950 из них были дети.

Место блуждающих и истерзанных душ никто не решился заселить. Здесь, где под землей покоятся больше тысячи невинных, в честь 75-летия со дня Великой Победы возвели мемориал.

Нельзя пройти и мимо трагедии Озаричей. Истребление населения продолжалось здесь уже при отступлении фашистской Германии в 1944 году. За 9 дней, с 10 по 19 марта, недалеко от Озаричей насильственную смерть встретили примерно 10 000 человек. Лагерь был создан гитлеровцами для распространения среди мирного населения опасных инфекционных заболеваний. Изначально предполагалось, что будет вспышка эпидемии, которая и поможет войскам Рейха победить Красную армию.

Геноциду и истреблению подвергались дети в Красном Берегу. Здесь десятки тысяч ребятишек отдавали кровь на благо Рейху. Этот детский концентрационный лагерь — эпицентр аморальности и нечеловеческого облика гитлеровской коалиции. В 1941 году солдаты вермахта в одной из уцелевших помещичьих усадеб создали военный госпиталь. Позже здесь появился и пересыльный пункт немецких военных. Именно на территории современного Жлобинского района нацисты начнут совершать преступления, череда которых протянется до полного освобождения.

Госпиталь принимал на лечение только союзников гитлеровской Германии, остальных расстреливали или отправляли в концентрационные лагеря. После победы Красной армии в Сталинградской битве ситуация в немецких дивизиях стала ухудшаться. Нацисты несли потери, бежали и нуждались в донорской крови. Это стало началом чудовищных зверств и издевательств над детьми. в первые годы их труд использовали или за ненадобностью убивали… Но теперь маленьких невинных ребятишек ждала более страшная смерть.

Действовали нацисты всегда проверенным способом – ранним утром подразделение эсэсовцев окружало деревню. Затем гитлеровцы выгоняли людей из домов и отбирали среди них детей и подростков. Крестьянские славянские детишки высаживались около речки Добосна, где располагались палатки. Сбежать отсюда невозможно… Единственный чудом выживший ребенок уже позже вспоминал, что в комнатах стояли тазы с “внутренними человеческими органами”. Гитлеровские врач-убийцы забирали кровь у детей до последней капли, а потом выбрасывали трупы. Старались отбирать девочек и преимущественно подростков. Кровь в таком случае отличается наиболее сильными свойствами. Это преступление против детства выключало насилие, издевательства солдат. Детей с сел и деревень забирали сюда насмерть.

Каратели сожгли свыше 9000 сельских населенных пунктов. Многие не возродились.

Почти 5300 сел и деревень фашисты уничтожили со всеми или с частью жителей.

Нацистами и их пособниками было проведено более 140 крупных карательных операций…

Нацисты истребляли людей, лишали будущего. Зверства, издевательства, насилие, сбор крови до последней капли… Каких только ужасов не видели наши предки. Нам остается только помни про это, относиться с уважением к погибшим. Мы обязаны предотвратить любой намек на возрождение таких событий.

Вставить свои 5 копеек