Почему не бывает село без праведников? (по повести «Матренин двор»)

Название данного сочинения не случайно — ведь именно так автор планировал назвать свое произведение: «Не стоит село без праведника». Что же подразумевал Солженицын под этим выражением? Кто был «праведником» в рассказе «Матренин двор» и почему в каждом селе этот праведник должен присутствовать?

Рассказ «Матренин двор» ведется от первого лица, рассказчиком является квартирант Матрены, приехавший в далекое село по освобождении из тюрьмы. Именно он и повествует о нелегкой судьбе главной героини, в честь которой было названо произведение Солженицына. Матрена описывается как «одинокая женщина лет шестидесяти». Автор признает, что у его героини «грехов было меньше, чем у колченогой кошки», о чем говорит история ее жизни. Рассмотрим образ главной героини более подробно, чтобы разобраться, почему же именно такой праведник должен быть в каждом селе.

Мы видим Матрену, как человека, который всю жизнь живет ради других — делает добро безвозмездно, помогает и не требует ничего взамен. И делает она это не для того, чтобы мнение о ней было хорошим, а только лишь по искренней доброте душевной. У женщины не возникает вопроса о том, зачем она помогает людям и что она будет иметь взамен. Помощь ближним для нее является чем-то естественным, тем, без чего она не представляет своей жизни. Подтверждение этому мы видим в истории о том, как Матрена приютила дочь человека, который много лет назад сватался к ней. Она вышла замуж за его брата, но бескорыстно помогала и воспитывала его дочь в течение десяти лет. И когда встает вопрос имущества, женщина без задней мысли отдает свою горницу воспитаннице Кире.

Именно это решение и становится для Матрены роковым — она попадает под паровоз, помогая перевозить злополучную горницу, и погибает. И даже здесь появляются люди, которые хотят воспользоваться добротой Матрены – ее подруга Маша приходит, чтобы забрать вязанку, якобы в память о женщине.

В этих примерах мы видим, насколько светлая и открытая душа была у Матрены — обычной женщины из села. Практически ничего не имея, она умела довольствоваться малым, успевая помогать всем, кто в этом нуждался. Однако окружающие не ценили доброту женщины по достоинству, им было удобно пользоваться помощью Матрены. Отсюда вытекает вывод о том, что в каждом селе есть праведник, который готов помочь каждому, ничего не требуя в ответ, ведь люди всегда находят того, чью доброту можно использовать ради собственной выгоды. Однако стоит задуматься, насколько тяжело самому праведнику успевать заботиться о каждом нуждающемся, поступаясь своими нуждами.

Вставить свои 5 копеек