Мы живём в такое время, когда традиции уже не имеют былой актуальности и авторитет среди общества. Многие устарели, утратили свою силу или просто видоизменились. Даже в семьях сейчас редко встретишь какие-то традиции — максимум семейные застолья по праздникам.
Но когда-то всё было ровным счётом да наоборот. Традиции имели огромное влияние не только на одну конкретную семью, а на всю деревню или даже город! Люди ценили, почитали и уважали традиции предков, каким бы они ни были. Слепо веря в их правильность и непоколебимость, они могли сами страдать от своих же традиций, которые боялись видоизменить или убрать.
Например, в пьесе «Гроза» А.Н. Островского это очень наглядно показано. В этом маленьком купеческом городке, в семье Кабановых всё ещё царит старая закалка. Жена беспрекословно подчиняется мужу, пока тот бьёт её; занимается домохозяйством, пока остальные родственники ничего не делают или отдыхают; терпит, пока свекровь издевается над ней. Для Катерины, девушки, выросшей в комфортной и приятной обстановке, где её любили, и души в ней не чаяли — это полнейший нонсенс и кошмар. Выйдя замуж за бесхребетного Тихона Кабанова, она попадает в неблагоприятную семью, где принимают её совершенно нерадушно. Её муж настолько слаб и безволен, что даже не может вступиться за свою жену перед собственной матерью. Кабаниха — властная и жестокая женщина, которую боится почти каждый. В доме царит атмосфера страха, страданий, фальши и лицемерия, где все вынуждены уважать и почитать старших, даже если они неправы. Это, на самом деле, и становится главной причиной погибели Катерины.
Чацкий, герой другой пьесы авторства А.С. Грибоедова «Горе от ума», считал подобные традиции самой настоящей глупостью. В данном произведении тоже затрагивается тема слепого подчинения тем, кто старше, сильнее и влиятельнее, ведь они якобы «опытнее» и «мудрее», а вместе с тем и сохранения прежних взглядов и традиций. Однако эти самые взгляды и традиции аналогично не приводят ни к чему хорошему: Молчалин оказывается лицемером, Софья обжигается о фальшивую любовь, фамусовское общество выдаёт себя узколобыми и глупыми людьми. Чацкий, будучи представителем либералистов, является неким предвестником раздора в этой войне отцов и детей. Хотя, даже не предвестником, а самой настоящей причиной. Он врывается в их хрупкий и стабильный фальшивый мир, точно снег на голову, начинает диктовать свою прогрессивную политику и условия. И, на примере Софьи и Молчалина мы видим, что на деле он оказывается прав. Старая традиция выбирать себе «лучшую, тихую, молчаливую и покорную партию» обернулась катастрофой.
Верность традициям хранить, несомненно, стоит. Всё-таки, это традиции — они устоялись многовековыми правилами и законами. Но всё же я считаю, что относиться к ним с лишней фанатичностью и слепой верой не стоит. Это нормально, когда традиции изменяются или теряют свою актуальность. И так и должно быть.