Эпоха перемен требует от человека изменений с учетом изменения реалии. То есть человек должен пожертвовать своими убеждениями, принципами, комфортом лишь для того, чтобы следовать новым правилам и быть верным новым убеждениям. Иногда обрушивающиеся новые обстоятельства, требуют слишком много, что по исходу на кону оказывается жизнь, сохранить которую можно лишь подчинившись. Требования слишком высоки и некоторые просто не в состоянии им соответствовать, что приводит к печальным последствиям. Подтверждение моих утверждений можно найти в некоторых литературных произведениях.
Например, в произведении М.А. Булгакова «Белая гвардия», где Сергей Тальберг, всегда поддерживающий и разделявший убеждения контрреволюционеров, внезапно узнает о захвате города петлюровцами. Анархисты являлись протестантами государственной власти, то есть тех, кто был под властью и на стороне гетмана. Тальберг страшится за свою жизнь и дальнейшую судьбу, так как занимал не последнее место в администрации города.
Перед ним встал выбор: либо он бросает семью и дело всей жизни, чтобы спасти свою жизнь, либо борется до конца за все что он любит, даже ценой жизни. Как оказалось, трусость перевесила все: Сергей бросил свою жену и просто сбежал за границу, где повторно женился, даже несмотря на то, что первый брак был не расторгнут. Тальберг предал все во что верил и любил, чтобы не лишиться жизни. Именно перемены, а конкретнее революция, с подвигла его на такие действия.
Не самый худший пример можно увидеть также в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», где герой живет уже после революции, когда новая власть решила проучить народ методом репрессий. Так Мастера, как и самого автора романа, критикуют печатные органы, и никто не принимает произведений. Это была просто травля действительно талантливых людей теми, кто гнался лишь за деньгами и тепленьким местечком.
Так как при выборе, который также стоял и перед Мастером, и перед самим Булгаковым, между беспрекословной поддержкой нового правительства, что гарантировало получение всевозможных льгот и выплат, и остаться сторонником независимой политики искусств, что в последствии чревато травлей и незаслуженной критикой, выбирали первое. Такая эпоха перемен заставляла выбирать, тем самым стараясь подчинить себе полностью, сломать и взять контроль, но многие, такие как Мастер, не приняли этого, а остались верны себе.
В заключении могу сказать лишь то, что в эпоху перемен человек сталкивается с очень жестоким выбором, сделать который порой просто не в состоянии. Осуждать таких людей никто не имеет права, пока он не побывал на его месте.