Любой поэт, прежде всего, человек, подвластный чувствам. Он, как и все, испытывает влюблённость, отчаяние, радость, печаль. Вот и А.К. Толстой в своём творчестве не обошёл вниманием тему любви.
Пожалуй, одним из самых известных стихотворений, раскрывающих сильные эмоции, захватившие поэта, является «Средь шумного бала…» Лирическое произведение написано в 1851 году и стало настолько популярным, что легло в основу романсов (самый известный принадлежит П.И. Чайковскому).
Как же раскрывается тема любви в этом стихотворении? Однажды на балу мужчина встречает женщину и настолько очарован ей, что пишет стихи. Итак, перед нами обращение к возлюбленной, осторожное признание в чувствах. Эмоции героя не определены чётко: его волнует «тайна» незнакомки, одновременно напор «грёз неведомых» пугает. Именно поэтому он растерянно произносит:
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
Такой же неопределённый и портрет возлюбленной. Здесь нет никаких конкретных черт, только общий силуэт, «тонкий стан». Лирического героя поражают «печальные очи» и «звонкий голос». Он также замечает некую двойственность в героине: голос её похож и на «нежную свирель», и на «рокот морского вала», смех и грустный, и звонкий. Конечно, мы знаем, что за «тайну» скрывает она, почему так противоречив её облик, ведь стихотворение посвящено Софье Миллер, замужней в тот момент даме.
Герой же пока не знает этих обстоятельств, поэтому он в недоумении. Его чувства помогают понять такие слова, как «тревога», «печально», «грустно». Он и хочет верить в сильную, вечную любовь, и боится, что признание останется без ответа. И страшится также, на мой взгляд, сам себя, недаром рифмует в последнем четверостишии такие слова, как «сплю-люблю», то есть он проснётся и всё окажется лишь «грёзами».
В своём произведении А.К. Толстой рассказывает о бесценности и хрупкости чувств, доносит мысль о том, что к любви надо относиться бережно, разглядеть, не потерять её «средь шумного бала, случайно, в тревогах мирской суеты».