Анализ стихотворения Фета «Летний вечер тих и ясен»

Своей любимой темой Афанасий Фет называл тему природы. Но в своей пейзажной лирике поэт всегда затрагивал и философскую тему. В любое, даже самое маленькое свое произведение о природе, он вписывал размышление о жизни.

Таковым является и стихотворение «Летний вечер тих и ясен…», созданное в 1847 году. Это совсем небольшое по объему стихотворение наполнено живой музыкой природы. Каждая его строка наполнена симфонией чувств и красок, открывающихся каждому читателю. Автор воссоздает картину тихого вечера и как будто по секрету рассказывает то, как засыпают ивы на берегу рек.
Фет «Летний вечер тих и ясен»
Рисунок вечера лишен ярких контрастов и быстрых изменений, но его детали создают впечатление живых, выразительных. Этот эффект достигается благодаря чередованию акцентов внимания, а также при помощи олицетворений, даровавших явлениям природы человеческие способности.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

В первой части стихотворения отчетливо видны стандартные акценты пейзажа: описание картины природы от неба до земли с указанием оттенков и игры света и тени. Но стоит закончиться первому катерну, как они уже потеряли свое главенствующее положение. Читатель теперь не просто смотрит, а слышит ржание коня и ощущает ветер. Для более полного воссоздания картины Фет подключил зрительный и осязательный компонент.

Лирического героя, коим здесь, наверняка, является сам автор, переполняют эмоции и чувства от увиденной картины. Он жаждет поделиться ими с кем-нибудь. Фет хотел бы, чтобы рядом в этот миг любования оказался близкий человек, разделяющий его взгляды. Пока он еще не наше такового, но представляет его рядом с собой и мысленно обращается к нему.

Здесь автор использует диалогическое начало, выраженное двумя словоформами «посмотри» и «слышишь». Первый глагол использован в повелительной форме. Это некое приглашение собеседника к совместному наблюдению за природой. Второй глагол, употреблённый во втором лице и единственном числе подразумевает нахождение рядом с ним местоимения «ты».

Этот глагол появляется ближе к концу стихотворения, намекая на то, что автор уже познакомился со своим собеседником ближе, нашел с ним общий язык. Теперь Фет призывает обострить слух. Что именно хотел услышать автор читатель узнает в самом конце стихотворения, благодаря акустическому образу скачущего табуна. Таким незаурядным образом, поэту удалось расширить привычные пейзажные рамки, сделать их почти бесконечными, меняющими свои границы, двигаясь вместе с лошадьми.
Да и временные рамки в стихотворении имеют размытые границы. Здесь властвует мотив ожидания, которое, как показывает жизнь, может длиться бесконечно.

В данном стихотворении Фет вновь коснулся философской темы скоротечности жизни, ее изменения ото дня к дню и безвозвратности. Каждый вечер – яркое тому доказательство: сумерки приходят каждый раз, но всякий раз их наступление неповторимо: они могут отличаться по отблеску света, по игре тени, по ощущениям ветра на коже, а главное по чувствам, возникающим у человека. Вечера, проведенные в одном и том же месте в схожее время, могут вызывать абсолютно противоположные чувства: от радости до полного разочарования. Основываясь на всех этих мыслях, поэт призывает людей ценить минуты, которые оставляют на душе лишь приятное тепло.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Вроде несколько простых строчек в рифму, а сколько навеяло мыслей автору анализа. Впечатляет.Очень удачная работа.

  2. Прекрасное стихотворение. Я очень люблю перечитывать стихи Фета. Просто замечательная поэзия. А вам спасибо большое за точный достоверный анализ произведения в вашей статье. написано грамотно и очень качественно, вы достойнейший автор , какого я когда- либо читала!

Ваш адрес email не будет опубликован.