Евангельские мотивы в творчестве Достоевского

Произведения Федора Михайловича Достоевского пронизаны социальными темами. Писатель рассуждает о добре и зле, нравственных катастрофах, ссылаясь на Библию. Мир знаменитого русского автора не подразумевает, что существует исключительно «черное» и «белое», богатые и белые. Однако это крайности, что позволяют проанализировать положительные и негативные черты человеческой души, приоткрыть завесу над тайнами нравственной ориентированности и веры.

Ф.М. Достоевский не всегда верил в Бога, так как некоторое время он увлекался творчеством Фридриха Ницше, не уделял внимания богослужениям или чтению библейских сказаний. Так, в трудах писателя можно встретить следующие слова: «Бог мертв, мы убили его!». Приобщение к вере в полной мере произошло в ссыльные годы, когда в поисках утешения Достоевский регулярно перечитывал Евангелие, параллельно замечая, что человек неверующий идет по пути саморазрушения. Эта мысль стала основой для таких книг, как «Преступление и наказание», «Идиот».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Идиот» — иллюзорная работа, ассоциирующаяся у верующего человека со вторым пришествием Христа, роль которого почетно досталась князю Льву Николаевичу Мышкину. Главный герой даже в черновиках писателя фигурировал в качестве «князя Христова», переживал аналогичные Спасителю события. Приезд Мышкина в Петербург подобен пришествию Бога, при котором жизнь социума разжигается страстями. Люди снова могут увидеть свет, что приведет их душу к полному очищению так, как маяк приводит корабли в гавань. Появление Льва Николаевича будоражит горожан, каждый из которых начинает переосмысливать жизнь и открыто демонстрировать скрытые стороны характера. Главный герой в этом свете оказывается личностью с кристально чистой душой. Он отличается добротой, наивностью, склонностью помогать.

Ярким персонажем в романе выступает Настасья Филиппова – инфернальная и истеричная особа, чье существование омрачил «старый развратник». При знакомстве с героиней складывается ощущение, что ее душа не функционирует, а нравственные ориентиры находятся в тупике порочности и тщеславия. Можно предположить, прототипом девушки выступает Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов, наставив ее на путь праведности (Евангелие от Марка, 16:9). К сожалению, действие романа происходит в 1869 году, когда мир еще не был готов к пришествию Христа. Из-за этого Мышкин не смог «исцелить» Настасью, помочь ей очистить душу, залечить сердечные раны праведностью и добротой.

Герои были обречены страдать на небе и на земле, так как вели неблагочестивый образ жизни. Никто из них не имеет красоты духовной и душевной. Мария Магдалина в лице Настасьи Филипповой не пошла за «учителем», не нашла сил для исправления. Героиню «разъела» и опорочила окружающая «желтая среда». Теперь она, которая не поверила до конца в Мышкина, ожидаемо умирает от рук Рогожина. Убийца же, равно как и Родион Раскольников, проходит через катарсис для очищения души.

Внимание привлекает и сон Ипполита Терентьева, описанный в третьей части пятой главы. Это параллель с Откровением Иоанна Богослова. Герой говорит о том, что «времени больше не будет», ведь зверь похоти и разврата, праздности и тщеславия уже гуляет в мире, провозглашая период войн, гибели.

Главная мысль произведения наиболее полно выражена Мышкиным – «красота спасет мир». Речь в данном случае идет о красоте духовной и моральной, при которой человек следует по пути веры, предпринимает попытки по спасению заблудших «овец». Только прекрасный нравственно человек сможет преодолеть грядущие тяготы, противостояние добра и зла.

Тема духовной красоты прослеживается и в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников – личность несчастная, которая по ошибке в собственных суждениях совершает смертный грех. Главный герой искренен в эмоциях, в детстве был

приобщен к вере. Оправдание убийства старухи-процентщицы и ее сестры – первая часть произведения. Здесь настоящая личность Родиона пытается сопротивляться. Так, молодой человек видит сны, в которых находят место вера и доброта. Сердце Раскольникова противится запланированному преступлению, а душа предчувствует муки. После убийства Родион так и не смог жить спокойно, но все же получил возможность пройти через духовное очищение. На помощь неопытному убийце приходит чистая и кроткая Сонечка Мармеладова. Героиня продала себя ради спасения семьи, никогда не отличалась меркантильностью или тщеславием. Именно она даст Родиону Евангелие, чем и спасет его.

Встреча персонажей становится отправной точкой для развития православной тематики. Писатель демонстрирует, что преступники имеют право получить духовное очищение, что в масштабе всех граждан благоприятно отразится на будущем России.

В структуре произведения тесно переплетены понятия государственного благополучия и внутренней красоты. Достоевский рассуждает о трагической судьбе Отечества, подкрепляя размышления евангельскими мотивами. Противопоставляя идею духовного воспитания личности, автор словно перефразирует слова Некрасова из стихотворения «Поэт и гражданин»: «Умрешь недаром: дело прочно, / Когда под ним струится кровь». Писатель понимает, что порочность и каменеющее сердце становятся отличным фундаментом для революции, настроения которой прослеживались в XIX столетии.

Образы из Библии четко сопоставляются с героями «Преступления и наказания». Жизнь Родиона напоминает эпизод с воскрешением Лазаря. Каморка Раскольникова напоминает гроб, где герой даже не может спрятать украденное. Денежные средства он кладет под камень, который Бог велит ему «отнять», то есть очистить душу. Так, Л. Шестов в статье «Достоевский и Ницше» отмечает, что после убийства Родион почувствовал, как потерял семью. Теперь он инстинктивно бежит к Сонечке, пытаясь найти не столько утешение, сколько спасение.

Таким образом, персонажи из произведений Ф.М. Достоевского проживают события, характерные конкретным библейским лицам. Символы и мотивы из Евангелия становятся отличным фоном для романов, хорошим фундаментом для рассуждения о человеческой душе, как полноценной части мира. Обращение к вере становится единственной возможностью для спасения в произведениях великого русского писателя.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.