Что это было — любовь или сумасшествие?

Любовь — это дар судьбы, хорошо, если она встречается на жизненном пути. Влюблённые люди счастливые, окрылённые, свои светлые чувства готовы дарить всему миру.

Иногда подобная страсть пугает объект любви, окружающих. Ведь не каждый готов к шквалу эмоций. Тогда с досадою можно посчитать происходящее помешательством. Что остаётся отвергнутому? Ведь смысла в жизни больше нет… А тот, кто отказался от взаимности, может и не понять, что потерял что-то очень важное, открывающееся лишь избранным. Да и вообще, что это было — любовь или сумасшествие? Именно на этот вопрос пытается ответить А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет».

Перед нами ещё одна интерпретация вечной темы, настолько захватывающая, что К.Г. Паустовский назвал её «благоуханной».

Скромный служащий Желтков влюбляется в княгиню Веру Шеину. Она замужем, поэтому он даже не надеется на взаимность. Восемь лет тайно следит за её жизнью, пишет княгине письма. Бедный чиновник не видит никого и ничего вокруг, но помнит цвет её платья, тех, кто окружает объект поклонения в тот или иной момент. Желтков бережно хранит вещи Веры: платок, что она забывает на балу, программку, которую она оставляет на стуле после посещения выставки. Со стороны такое страстное увлечение кажется похожим на помешательство.

Именно поэтому брат княгини Николай требует оставить Веру в покое после того, как влюблённый присылает в дом к Шеиным фамильную драгоценность — старинный гранатовый браслет. Молодая женщина также хочет покоя: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история». Для них любовь Желткова — сумасшествие, ведь Вера не даёт ни одного повода, чтобы надеяться на взаимность.

Однако другие герои повести, все происходящее после заставляют по-иному взглянуть на чувства бедного служащего. Генерал Аносов с прямолинейностью военного рассуждает о том, что браки давно заключаются лишь из корыстных побуждений: «А где же любовь-то? Любовь, бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?» Действительно, брак Веры и князя Шеина нельзя назвать идеальным: чувства её давно угасли, теперь она ничего, кроме дружбы, к мужу не испытывает. И лишь после самоубийства Желткова понимает, что всё это время рядом с ней была истинная любовь, та, о которой «мечтает каждая женщина». Ведь даже умирая, герой благословляет жизнь, подарившую ему встречу с возлюбленной.

Бетховенская соната, звучащая в финале повести, ставит точку в вопросе о том, что перед нами — любовь или сумасшествие. Конечно, это бескорыстное чувство, свободное от всяких условностей, искреннее и настоящее.

Подводя итог, хочется сказать, что настоящая любовь иногда настолько сильна, что не просто заполняет всего человека, но и лишает его разума, делая похожим на помешанного. Однако я считаю, что любое чувство имеет право на существование.

Вставить свои 5 копеек