Каждый из нас иногда чувствует, словно может свернуть горы, изменить направление рек. Как правило, это результат стресса или резкий эмоциональный подъем. В подобной ситуации люди быстро успокаиваются и даже на один процент не приближаются к тем самым «горам». Однако можно ли допустить, что в мире есть личность, способная изменить общество?
Я считаю, что такие люди действительно существуют. Это великие путешественники, химики и алхимики, политические деятели и главнокомандующие, цари и императоры. Подтвердить данную точку зрения я постараюсь с помощью примеров из отечественной литературы.
Так, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Чацкий предпринимает попытку изменить общество. Молодой человек получил образование за границей, прожил в Европе некоторое время, которого оказалось достаточно для кардинального изменения мировоззрения. Консерватизм и праздный образ жизни, присущие преимущественной части русского дворянства, отталкивали Чацкого, разочаровывали его. Он пытался натолкнуть людей на путь исправления и эволюции. Так, он предлагал программы по отмене крепостного права, изменения в экономической и трудовой сфере. Однако прогрессивные речи никто не воспринял серьезно. Общество во главе с Фамусовым только высмеяло Александра, сделав его изгоем. Герой не смог поменять мир, но сделал первые шаги у подножья грядущих преобразований.
Совершенно не увенчались успехом попытки изменить мир Луки из пьесы Максима Горького «На дне». Проблема заключалась в том, что мужчина давал людям ложные надежды, стараясь таким образом приободрить их. Герой наивно полагал, что подобные меры помогут людям измениться, встать на путь самосовершенствования. Это было ожидаемо, так как несчастные стремились получить что-то ненастоящее, фантазию. Лука пообещал каждому из героев разное будущее: рай для Анны, светлое развитие в Сибири для Васьки, любовь Насте, излечение от алкоголизма для Актера. Однако после ухода Луки никто из героев, вдохновленных им, не смог измениться к лучшему.
Таким образом, один человек не может изменить общество, если его попытки изначально наполнены ложью. Однако действительно стоящие идеи получают право на жизнь, становятся чем-то новым даже тогда, когда их «родоначальник» вынужден жить в насмешках.