Великолепна комедия Н.В. Гоголя «Мертвые души», в которой автор смог не только точно подметить, но и прекрасно описать образ жизни, обычаи и традиции, помещичьи нравы крепостной России того времени, когда жил Гоголь. Автор очень метко и точно описывает самые разные типы помещиков, используя литературный прием с говорящими фамилиями.
Целая галерея помещиков предстает перед читателями: Собакевич, Ноздрев, Манилов, Плюшкин и, конечно же, Коробочка. Все эти помещики — это обобщенные образы той жизни, которая отражала произвол. Ведь хозяйство у этих гоголевских героев приходит в упадок, а личность каждого из них переживает деградацию, в том числе и нравственную.
После выхода из печати гоголевской поэмы многие в обществе были недовольны содержанием книги «Мертвые души», посчитав, что автор уж слишком исказил правду. Но сам писатель утверждал, что его поэма произвела столько шума и вызвала столько негодования лишь только потому, что его насмешки и правда смогла задеть за живое, коснулась порядка тех вещей, которые все давно уже и так видят каждый день перед своими глазами. Но гоголевская поэма помогла увидеть все это, и такое положение вещей и ничтожество вызвало лишь только отвращение.
Одна из глав поэмы посвящена визиту главного героя к помещице Коробочке. В этой третьей главе он дает ее подробное описание этой женщины. Автор указывает на то, что это была женщина пожилого возраста, предстающая перед читателями и главным героем в странном спальном чепце, который был одет ею наспех. На шее у женщины была какая-то фланель. Она относилась к тем помещицам, которые вечно плачут, что у них нет денег, ссылаясь на то, что были неурожаи и убытки, а сами в это время набивают свои разноцветные мешочки деньгами.
Автор не случайно дает своей героине такую фамилию, которая является метафорой. Она прекрасно отражает характер героини: недоверчивость, суеверность, бережливость, которая иногда переходит границы, боязнь, что обманут и дадут меньше денежную сумму, чем нужно было бы получить. И даже имя героини автор дает не просто и не случайно. Настасьей Петровной звали медведицу в детской сказке, поэтому и доме ее, особенно комната, чем-то напоминает некий такой «медвежий угол».
В хозяйстве гоголевской Коробочки огромное количество птицы: индеек и кур было бесчисленное множество. Но фольклор указывает на то, что любая птица указывает на глупость и хлопотливость, которая не имеет никакого смысла. Если внимательно присмотреться к тем вещам, которые есть в доме у Настасьи Петровны, имеют двойное значение: они указывают на необычную красоту героини и дают представления о ее характере и развлечениях. Так, у героини довольно ограниченный круг развлечений: штопанье и вышивание, стряпня и карточные гадания.
Смысл жизни гоголевской героини заключается в том, чтобы копить деньги и все вещи, которые попадали ей в руки. Стоит внимательно прочитать тот, как она угощает Чичикова, который случайно попадает к ней. Она кормит его мучными угощениями, так как это дешевле, чем накормить мясными блюдами. Коробочка не старается показать, что она читает или стремиться к каким-то другим культурным занятиям, как это делает Манилов. Ее это совсем не интересует, она не умеет мечтать и фантазировать. А если она и пытается мечтать о чем-либо или у нее возникают какие-то желания, то они все касаются лишь только хозяйства.
Коробочка совершенно не воспринимает крепостных крестьян за людей и воспринимает их только лишь только как товар. Поэтому предложение Чичикова ее нисколько не удивляет, ведь ей совершенно без разницы, каких крестьян покупает заезжий барин: мертвых или живых, ведь они уже для нее неодушевленные предметы. Хотя она мелком и бросает, что раньше ей никогда не пригодилось совершать подобные сделки.
Гоголевская героиня бережет каждую копеечку, понимая и зная ей цену. Поэтому так сильно она переживает и боится, что может продешевить в этой странной сделке с Чичиковым. И все, что говорит главный герой, не может пробить «броню дубиноголовности» Коробочки, как-то пробиться через ее жадность. Она не сразу соглашается на предложение Чичиков, она не воспринимает, так как желает узнать цены других купцов на этот товар, ведь барин может ее обмануть и тогда она понесет убыток. Но Коробочка не теряется даже в этом торговле и пытается подсунуть главному герою вместо мертвых крестьян пеньку или мед, который у нее хранится давно и не пользуется спросом. Но зато она прекрасно знает цены на эти продукты.
Автор показывает в этом свое образе тип человека, который ограничен и внутренне мертвый. И чтобы еще больше показать ничтожность Коробочки автор дает ей отрицательную черту характера — деловитость в торговле. Любого человека она воспринимает, прежде всего, как покупателя, который может у нее что-то приобрести. Чтобы увидеть внутренний мир гоголевской героини, достаточно рассмотреть ее небольшой домик и большой двор. Можно отметить, что они аккуратные и крепкие, но вот только кругом мухи, которые подчеркивают мертвый мир Коробочки. И дом, и двор, и мухи — это символы, которые показывают читателю внутренний мир Коробочки.
Но вместе с тем писатель показывает читателю, что она сама ведет хозяйство и домики крепостных крестьян были не такими убогими и бедными, как у других помещиков, а скорее показывали и некоторое «довольство» его обитателей. Но все-таки Коробочка решается на эту сделку, так как она боязливая и суеверная женщина, а Чичиков этим воспользовался и обещал на нее наложить проклятье, да такое, что к ней явится сам черт. Но сразу же после того, как главный герой покидает ее дом, Коробочка тоже уезжает в город, чтобы навестить справки о том, не продешевила ли она. Ведь сомнения очень сильно мучили ее. Интересна и форма ее кареты, в которой она едет в город. Писатель иронично сравнивает ее с арбузом.
И это тоже символ, отражающий ее характер и образ жизни помещицы. Гоголевская героиня ничтожна и бедна по своему разуму и духу, она не может увидеть что-то, кроме того, что касается ее хозяйства. Ничего больше на свете не интересует и не волнует ее. Художественные детали помогают автору полнее раскрыть характер и внутренний мир героини: вид всего имения, вещи, интерьеры и все остальное прочее говорят о ней больше, чем ее поступки. И поэтому Коробочка — это яркая представительница того уклада жизни общества, который существовал в России и которому придавалось большое значение. На первое место в этом обществе ставилось благополучие, а не ум и прекрасный внутренний мир.