Эссе на тему «Места боевой славы глазами юных патриотов. Памятник в Джанкое»

Джанкой, как и ряд других городов России, обладает одним бесценным сокровищем — историей. Воспоминания подобного значения в городе хранятся в виде музеев, архитектурных строений и памятников.

Среди памятников особенно примечательны несколько, например, постамент с летчиком и танк. Скульптурное сооружение с летчиком знают все горожане, как и его историю создания. Это работа народных талантов: художник Э. П. Мисько, архитектор В. И. Блюсюк. Кропотливый труд был окончен только весной 1965 г., а саму скульптуру торжественно открыли в праздник Дня Победы, приурочив ее к общему торжеству.

Памятник — символ долгой борьбы. Согласно истории, в Джанкое в 1944 г. велось противостояние, которые по ожесточению могли сравниться со Сталинградской битвой. Здесь пали смертью храбрых больше тысячи солдат. Погибло сразу несколько летных истребительных полков. Так, на мемориальной доске, на холодном граните высечены имена всех погибших в боях 3 мая 1944 года летчиков. Они доблестно сражались и не отступали назад даже при неравном бое. Это подвиг, который станет для всех будущих поколений символом единства, духа и мужества. Отдельно можно заметить имя лейтенанта А.М. Смульского, павшего в июне печального 1944 г. Скульптура находится на горизонтально расположенном двухступенчатом постаменте. Верхняя часть является двухфигурной, ибо состоит из фигуры летчика и пропеллера.

Памятник выполнен с соблюдением всех пропорций, без отклонения от реальности в части формы и эмоций. Так, абсолютно все черты и параметры фигуры соответствуют настоящему человеку, однако они масштабированы для лучшего восприятия. Проработано детально и лицо “главного героя”. Это советский лётчик, который радуется наконец-то наступившей победе. Композиция, как и упоминалось выше, состоит из двух частей. Первая — летчик. Это центральная часть работы. Советский гражданин одет по-военному: заправленная полевая форма, парашют за гордо выпрямленной спиной. Шлем с головы переместился в раскинутые руки, которые приветствуют всех идущих на встречу граждан. Это в большинстве своем напоминает счастливое возвращение летчика с очередного задания, на котором ему не пришлось катапультироваться, поэтому он возвращается полностью собранный, предвкушая триумф родного государства.

Вторая часть постамента — пропеллер. Это одна из составляющих боевой машины. В скульптуре «участвуют» стилизованный трехлопастный пропеллер. В отличие от памятника танкистам, здесь не используется реальная техника, а имеет место быть только фигура, выполненная из железобетона с карпатской крошкой мраморного типа. Постаментная часть выполнена из иного материала — благородный белый альминский камень. Размер скульптуры, в общем, и, в частности, сам пропеллер масштабированные в несколько раз.

Нельзя пройти и мимо заветной надписи, красиво выгравированной в центре творческой работы: «Авиаторам — защитникам и освободителям Крыма в честь XX-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг.». Левее есть еще одна надпись: «Вечная слава воинам-авиаторам, павшим в боях за г. Джанкой в 1944 году старшина Бузин А.Т…» далее также продолжается ряд из шести героев.

Я думаю, что справедливо будет предположить о философском значении работы. Во-первых, она объединяет в себе смерть и жизнь. Так, постамент полностью посвящен уже погибшим героям, но поставлен он в назидание будущим поколениям. Помимо этого, именно героическая смерть стала фундаментом или частичкой, которая в итоге

привела наше Отечество к Великой победе. Во-вторых, философия самого героя — самопожертвование. Летчик радуется, словно он смог наблюдать даже после смерти за тем, как его семья или товарищи наконец-то встретились на Земле. Советский человек радуется искренне.. Он отдал жизнь во имя будущего благоденствия, не жалеет об этом. Стоит также отметить, что памятник является практически единственной скульптурой, посвященной Великой Отечественной Войне, где герой именно улыбается, а общий контекст позитивен. Например, даже знаменитая «Родина Мать зовет!» предстает воинственной и непоколебимой, а сама композиция в центре города трагична, здесь неуместным будет радость и смех в любой день, кроме 9 мая.

В свете написания данного эссе я так же должен был выразить и собственные чувства, но какими могут быть они, кроме как грустными? Это частная боль моей семьи и еще тысячи других людей и торжество нации. Я считаю, что подобных памятников истории должно становиться больше, особенно когда кто-то пытается исказить факты и уничтожить воспоминания о давно минувших днях. Помимо этого, важно предотвращать такие варварские действия, как демонтаж скульптур, публичная установка памятникам лжегероем, которые в действительности были только сторонниками врага. Это ошибка — поклонение врагу и подобие плясок на могилах наших предков. Если мы продолжим терпеть такое отношение, то однажды можем проснуться в другом мире, где каждый осознанно подменит для себя понятия «свой-чужой».

Таким образом, памятник советскому летчику является символом истории, Великой победы, которая досталась нашей стране в кровопролитной борьбе. Это скульптура, одновременно напоминающая обо всех пережитых ужасах, смертях и потерях, боли и вечной разлуке, и радости от пришедшей победы.

Вставить свои 5 копеек