В девятнадцатом веке на критику русского читателя было представлено произведение «Очарованный странник» под авторством Николая Лескова. Эта работа оказалась непривычной на волне популярности героев байронского типа, но все же получила признание, пережив уже практически двести лет. Основной темой для обсуждения после прочтения повести становится образ главного героя, который нравственно совершенствуется с каждой страницей произведения.
Иван Флягин – центральный персонаж, работающий кучером. Общество относится к нему с насмешкой, называя Голованом. Однако данное прозвище теряет ироничность тогда, когда читатель узнает, что чрезмерно крупная голова Ивана стала причиной смерти его матери во время родов. Иван обладает простой и честной натурой. Герой отличается и русским характером, который становится одним из символов произведения. Сам же писатель так описывает Флягина: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета».
Нравственное совершенствование главного персонажа можно рассматривать через призму жизненного опыта. Так, Иван представляет собой один из самых шатких слоев общества – крестьян, а именно является выходцем из крепостных. С одной стороны Флягин покажется читателю праведником, однако он также совершал ошибки: убийство цыганки, пьянство. На Кавказе герой не боится убивать врагов. Однако нравственно он остается чист, так как после проступков герой искренне кается и стремится не совершать подобных действий в будущем.
Странниц по жизни оказывается достаточно одиноким человеком по натуре, из-за чего Иван не может и не считает необходимым заводить долгосрочные отношения с обществом. Тем не менее, он не отказывает в помощи и доверяет всем, кто встречается у него на пути. Герой даже уходит на войну вместо другого человека. Этот поступок объясняется легко: Ивану нечего терять, он сего лишь хочет дать возможность единственному сыну одного отца стать примерной личностью, которая проживет хорошую жизнь.
Итогом непрерывного нравственного совершенствования, выраженного защитой страны и окружающих людей, преодоления трудностей, Иван получает дар от Бога – дар пророчествования. Он не смог прижиться и в монастыре, но не сдался: «… я теперь на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию благословился и пробираюсь».
Флягин постоянно сталкивается с нравственным выбором, однако он совершенно спокойно отрекается от себя во имя других людей, справедливости, добра. Это персонаж, образ которого восхищает, ведь многолетние насмешки над его внешностью не породили в нем ненависть или злобу. Он так и остается до последних страниц Голованом с теплой и широкой душой, по-настоящему русской и необъятной