Человек, как воплощение доброты и жестокости («Очарованный странник»)

У сильных людей – сильные чувства, это расхожее мнение ярко описано в романе Н.С. Лескова «Очарованный странник». Недаром некоторые критики говорили, что так можно до бесконечности рассказывать историю, в которой кардинально меняются обстоятельства жизни и одно событие словно не связано с другим. «Я ведь много что происходил, мне довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес.»

Флягин способен на самые добрые поступки, жалеет детей и животных, спас графскую семью, помог несчастной матери обрести свою дочку. Но он участвует и в чудовищных ситуациях: при гибели монаха и татарина Савакирея. Флягин «помогает» красавице Груше утопиться – и сам жестоко страдает от этого, как осудить подобный поступок, кого признать жертвой?

У Лескова не было цели разделить или противопоставить «добро» и «зло», он показывает многообразие жизни. Один и тот же поступок может стать источником горести и радости: например, мать обрела свою дочь, а отец потерял ребёнка. Чей-то выигрыш – это всегда чьё-то поражение, как на ярмарке, где секли друг друга до полусмерти, чтобы заполучить скакуна.

Этот человек очарован каждым днём, каждым новым местом, куда попадает в своих странствиях, его главное влечение – духовно оставаться свободным и в услужении у барской семьи, и на службе у князя, и в плену, и в монастыре. Он не подчиняется светским и религиозным законам, для него важнее внутренние нормы. По его словам: «Только я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам».

Полученный в армии офицерский чин и дворянство ничего не меняют в жизни Флягина, он не способен ужиться в инородной среде. «Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувства больше?» Точно так же его выпроваживают из монастыря, якобы он «одержимый бесами», а попросту непослушный в противовес «послушникам».

Многие замечают мифологическую, религиозную подоплёку повести и мотивы из притчи о блудном сыне, монахи и монастыри периодически определяют поведение Флягина, книга напоминает по жанру бытие святого. Но людям свойственно искать мистические «знаки» и «символы» даже в обыденных вещах, и тема православной веры звучит ненавязчиво.

Поначалу повесть называлась «Чернозёмный Телемак», что отражает сюжет древнегреческой мифологии. Телемак – сын Одиссея и Пенелопы, бесстрашно отправился на поиски пропавшего отца. У нашего героя нет определённой цели, нет дома, куда можно вернуться. Он выражает стихийные начала русского характера, эту черту подчёркивает отсутствие хронологии, непоследовательное изложение Флягина. «Подполз ещё ближе: гляжу, крестятся и водку пьют, – ну, значит, русские!»

Вся правда – в жизненных условиях, и «опыт – сын ошибок трудных», автор замечает: «Пустяки, – ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится.». Лесков пытался аллегорически определить путь страны, но остановился на желании героя в случае войны идти защищать народ, ничего принципиально нового.

Вставить свои 5 копеек