Русская история в рассказе «Левша»

Лесков писал о своей родине, о том, каков быт и уклад жизни русского народа, каков был характер простого русского человека, но изображал он это своим, присущим лишь только великому русскому народу, великорусским языком. Кругозор писателя в литературе многообразен и пытлив. Автор, пытаясь анализировать российскую историю, изучая ее во всех подробностях, ищет и пути ее развития и движения.

Николай Семёнович Лесков исследовал и характер простого человека, его самобытность, постоянная готовность к подвигу. Все лесковские герои оригинальны и неожиданны, они одаренные личности. Все они у автора разные, среди них можно найти как чудаков, так и богатырей. В основу творчества Н. Лескова был положен демократизм, который был воспитан в нем с раннего детства. Это помогало ему выступать в своих произведениях против самодержавного российского строя и восхищаться простым человеком.

Вот поэтому и в рассказе «Левша», как и в других лесковских произведениях, автор обращается к крепостнической жизни России еще до ее реформ. А для этого он использует специальный жанр — мемуарный. Это жанр можно рассматривать и как средство выразительности, позволяющее раскрыть идейный замысел всего рассказа. Кстати, известно, что только несколько героев этого рассказа имеют прототипов, у остальных действующих персонажей их просто нет.

Но чтобы создать этот реальный мир, автор использует настоящие исторические личности, которые известны не только в России, но и за ее пределами. Например, император, который правил страной в то время. Всем известен царь Александр Павлович, а чтобы его образ был воссоздан автором более полно, то читатель узнает и о его семье: жена Елизавета, брат Николай, племянница Александра.

Но не только достоверные исторически личности показаны в лесковском рассказе, автор переносит читателя и в настоящие события, которые произошли в исторической действительности: поездка императора по всей Европе, упоминание о Великом совете. И эта история — один из приемов лесковского изображения. По сюжету и сам император, да и его помощник Платов — это все-таки вымышленные герои. Рассмотрим их изображение в рассказе автором более подробно. Итак, Александр Второй в изображении писателя предстает человеком добрым и ласковым, который любил вести разговоры с людьми из других стран, всегда восхищался и преклонялся перед чудесными изделиями, изготовленными руками человека. Но атаману было обидно, что все эти качества император применял лишь только за границей, но вот преимущества и качества своего простого народа он не замечал.

В уста Платова автор вкладывает идею о том, что простой народ — это самые лучшие и великолепные мастера, которые могут своими руками сотворить настоящее чудо. Но самодержавец этого не видит и тратит огромные деньги на приобретение различных чудесных безделушек, выполненных мастерами зарубежных мастеров. Когда же император умер, то его жена даже внимания не обращала на все диковинные предметы, которые были у ее мужа. Они ей были просто неинтересны.

Другое дело новый император, который верил в чудесную мастеровую силу русского народа. Он в изображении автора становится настоящим патриотом своей родины, который верит и ценит свой народ. В лесковском изображении император добр и простодушен. Даже поцеловал Левшу, хотя он был простым кузнецом. Хотя он император, а Левша — оборванный и потный, грязный бедняк. Но для императора важно то, что он мастер.

Кстати, большое внимание автор уделяет Крымской войне. Из истории России известно, что она проходила во времена правления Николая Первого. Поэтому это реальное событие в содержании лесковского рассказа. Но автор ее показывает, пропустив через свое восприятие. Его не столько интересует неудачные результаты этой войны, сколько причины такого поражения. И Лесков видит огромную вину в этом правителей страны. Ведь император и его приближенные совсем не слушают того, о чем им говорит народ, а ведь без объединения победить невозможно. Автор своим рассказом утверждает равенство народа.

Показывает писатель и отрицательные стороны жизни простого русского народа: алкоголизм, споры и задушевные беседы, которые раскрывают душу человека. Эти и многие другие пороки сохранились в характере простого русского человека еще с древних времен, когда процветало воровство и жестокость. И результатом человеческого равнодушия, которое автор рассматривает как порок русского общества, влечет гибель главного героя.

Опора нашей страны — это тульский мастер и ему подобные. Именно просто человек может изменить и определить судьбу России, так как это нравственная сила страны. Но один Левша не может ничего изменить, за этим лесковским образом стоит вся страна, люди с обычной, но непростой судьбой. Лесков показал в своих рассказах, что моральные идеалы должны быть едины для всех людей, независимо от того, какое положение они занимают в обществе. Автор защищает свободу и равенство всех людей.

Вставить свои 5 копеек