Образы Чацкого и Софьи в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Комедия «Горе от ума» в авторстве Александра Сергеевича Грибоедова поднимает ряд вопросов. Например, существует ли вечная любовь, есть ли преграды на пути к цели, сложно ли противостоять обществу. На первый автор дает ответ, показывая взаимоотношения двух главных героев.

Чацкий и Софья, как справедливо замечают критики, — двигатель сюжета. Именно вокруг их чувств происходит основное действие. Противостояния и негативное отношение общественности ко взглядам центрального мужского персонажа становятся некой проверкой чувств и взаимоотношений. Основная же проблема, как продолжение вышесказанного, — развитие любви в условиях общественного неодобрения и постоянной склонности к стереотипному мышлению. Читатель, несомненно, формирует собственную точку зрения по прочтении: кому-то жалко Чацкого, а кто-то сострадает Сонечки. Однако стоит отметить, что это результат тщательной проработки образов, когда каждый может найти не только положительные и отрицательные характеристики, но и схожесть с собой.

Итак, Чацкий. С проблемой любви этот герой сталкивается сразу после возвращения в Россию. Он приехал ради Софьи, но выясняет, что ее сердце уже занято другим человеком. Любовь героя искренняя: нет сокрытия или умысла, как, например, в ситуации с Борисом из произведения «Гроза». Чацкий, по описанию автора, человек, который одновременно склонен к романтике в стиле Байрона и прогрессивному мышлению, навеянному прочтением ряда философских работ и проживанием заграницей.

Стоит отметить, что мужчина болезненно переносит поведение Софьи и в итоге даже обвиняет ее в том, чего она не совершала. Это, в сущности, очень искренний и мудрый не по времени человек, который не смог справиться с, казалось бы, такой простой вещью, как любовь. В отличии от Чацкого, героиня Софьи предстает пред читателем более смелой, но все же еще ребенком в мышлении. Она не боится доверять сердцу и Молчалину, однако основной ее минус – склонность к стереотипам, навязанным взрослыми.

Героиня оказывается типичной молодой девушкой, которая способна только слушаться и изредка нарушать правила ради собственного удовольствия. Софья практически не может принимать действительно разумные решения. Ее поведение наиграно и является результатом воспитания, что в ту эпоху означало «понравиться любым способом». К сожалению, это становится одной из основных ошибок Чацкого.

Молодой человек влюбляется в легкомысленную и кроткую девушку, видя в ней только доброту, искренность и прочие положительные качества. Тем не менее, осознав обман, хотя и не преднамеренный, он в полной мере осознает, что Софья лишь часть общества, которая осуждает рациональные взгляды только потому, что так делают все. Александр Сергеевич Грибоедов показывает следующее: личная драма стала как бы косвенным результатов разочарования Чацкого. Герой в полной мере осознал свое одиночество как в частой, так и в социальной среде.

Нельзя пройти и мимо точки зрения самого писателя относительно двух героев. Так, Сонечка оказывается в представлении Грибоедова весьма красивой девушкой, но с очень специфичным набором знаний: «Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жёны их готовим скоморохам.», в то время как Чацким оказывается, словно, спасителем для государственного строя России, которого не воспринимают всерьез, не принимают в высшем свете, лицемерят и соблюдают минимум правил приличия.

Я согласна с позицией автора, которая в комедии выражена наиболее ярко в диалогах и монологах различных персонажей. Проблема любви не только сталкивает двух героев и позволяет развиваться сюжету, она также способствует раскрытию не самых хороших черт человеческой и, в частности, дворянской души: противостояние искренности и ложных эмоций.

Сонечка в моем понимании девушка, которая никогда не сможет быть собой. Она получила определенную модель воспитания, но так и не научилась мыслить; осталась истинной дворянкой, прислушивающейся только к общественному мнению. Чацкий же, обладая прогрессивным мнением, видит проблемы в обществе и старается получить поддержку от Софьи, что в итоге уничтожает его представление о девушке. Важно отметить, что в начале комедии Грибоедов допускает воссоединение героев, однако он указывает на потерю чувств, которые так и оказались маской.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» автор поднимает целый ряд проблем, одной из которых становится зависимость чувств от воспитания и общественного мнения, а, именно, отношения в «масках». Это уничтожает, как итог, не только любовь, но также возможные будущие отношения, так как теперь герой Чацкого, вероятно, будет более скептичен и осмотрителен, скрывая собственные чувства.

Вставить свои 5 копеек