Тема «крылатой души» в Горьковской романтической прозе (Макар Чудра, старуха Изергиль)

Ранние произведения Максима Горького большинство литераторов по праву относят к периоду так называемой романтической поэзии. Автор отмечает и подмечает малейшие цвета и оттенки чувств не только отдельно взятого героя, но и природы. Душа в работах Максима Горького действительно «крылатая», что особенно видно на персонажах «Макар Чудра», «Старуха Изергиль».

Два творчества объединяет сразу несколько деталей. Во-первых, в обоих произведениях автор опирается на традиционно русскую литературу, обращаясь к характерным именно для понимания именно отечественного читателя образам цыган. Последние же выполняют роль безудержного веселья и свободы. Во-вторых, писатель также рассматривает один конфликт — борьба человека между свободой и любовью. В-третьих, работы объединяет единый конец — смерть.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Рассказ «Макар Чудра» принес популярность еще мало известному на тот момент Максиму Горькому. Это доказывает то, что широкая публика симпатизировала и нуждалась в изображенном главном герое. Последний же отлично сочетал в себе все качества простого русского человека, который находится пред сложным выбором.

Вначале работы Горький описывает спор-беседу двух собеседников. Они озадачены вопросом о том, в чем заключается смысл человеческого бытия и где собственно само место человека. Макар Чудра видит ответ следующим образом: счастье человека — свобода. Для Макара свобода это преимущественно отсутствие каких-либо обязательств, то есть современная западная модель толерантности и терпения.

Вторая часть произведения раскрывает уже романтическую сторону героев. Так, спор продолжается, но ответ читатель получает от второго собеседника. Теперь старый цыган говорит о свободе. Он повествует о Радде и Лойко. Они сильно любили друг друга, но не хотели из-за сильного чувства терять свободу. Встав на перекрестке «выборов», пара гибнет: Лойко убивает Радду, умирает в итоге и сам.

В следующем произведении поднимается похожая проблема. Так, некая старуха Изергиль рассказывает достаточно романтично о легендах, в каждой из которых герой ощущает весь спектр жизни и чувств. Есть место в этих рассказах и горю и радости. Она и сама когда-то любила, а это светлое чувство сохранило образ любимых людей в памяти. Изергиль вспоминает о надменном шляхиче и о робком юноше. Она стала мудрой женщиной, но с уже «потухшим блеском в глазах».

Максим Горький специально дает именно Изергиль рассказать эту легенду о Данко читателю. Она ведь и сама переживала те же чувства, оказавшись перед сложным выбором. Так, Данко предстает героем, способным на подвиги. Он прекрасно осознает, что истинные мужчины должны делать добро при малейшей возможности. Именно это помогает ему принять решение, вырвать сердце из груди ради спасения остальных. Стоит отметить, что их остальных героев на это бы никто не пошел.

Таким образом, Максим Горький в рассказах уничтожает и презирает индивидуализм тех, кто не собирается считаться с общечеловеческими законами, тех, что совершенно против жизни в обществе по правилам морали. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой, у писателя звучит мысль о том, что человек создает сопротивление окружающей среде.

Вставить свои 5 копеек

Ваш адрес email не будет опубликован.