Анализ стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»

Александр Сергеевич Пушкин внёс удивительный вклад в русскую поэзию и в понимание русской души в целом. Виртуозно обыгрывая самые разнообразные темы, размышляя о высоких и низких аспектах человеческого существования, поэт тем самым проходил путь своего становления. Особенно любопытны стихотворения, написанные А.С. Пушкиным в поздний период своего творчества — они открывают взору особенные метаморфозы сердца автора. Одним из таких произведений является «Отцы пустынники и жены непорочны».

«Отцы пустынники и жены непорочны» – это стихотворение, написанное в 1936 году, за год до смерти поэта. Примечательно оно тем, что затрагивает совершенно новый тематический спектр для поэта — а именно христианский. Если ранний период творчества Пушкина являет читателю его молодёжные стремления и желания — как таковой тяги к богу здесь нет, — то к концу своей жизни поэт приходит к жанру духовной лирике — к нему и относятся «Отцы пустынники».

Творческая история произведения восходит к молитве Ефрема Сирина, пустынника четвёртого столетия, в слова которого Пушкин нашёл своё утешение после болезненного прощания с умирающей матерью. Условно стихотворение можно разделить на две композиционные части. В первой автор через лирического героя выражает восхищение безгрешностью верных жён и отцов пустынников, которые одинаково чисты собственными сердцами. Героя очаровывает их душевная стойкость, способность противостоять «дольним бурям и битвам» посредством своих молитв, среди которых лирическому персонажу близка лишь одна — она, написанная поэтическим языком, и предстаёт во второй композиционной части.

Образ стихотворного героя является образом человека, стремящегося к священной непорочности. Об этом нам говорит и название, в котором фигурируют святые отцы и женщины, лишённые греха, и художественные средства, воспевающие сакральную добродетель. Так, можно отметить эпитеты («области заочны», «божественных молитв», «неведомую силой», «праздности унылой») и метафору «сердцем возлетать в области заочны». Для того же, чтобы показать безобразность греха, Пушкин сравнивает любоначалие (властолюбие) с «сокрытой змеей».

Тем самым, обобщая всё вышесказанное, становится понятна идея стихотворения: А.С. Пушкин пытается донести до читателя мысль о том, что лишь крепкая духовная почва способна спасти человеческую душу. Автор, найдя её в молитве, призывает и читателя искать свой оплот в божественном и святом.

Вставить свои 5 копеек