Стихотворение «Осень» плод необычайного вдохновения, посетившая поэта в его имении в Болдино, где Александру Сергеевичу Пушкину невольно пришлось задержаться в связи с холерным карантином. Вообще, творческий прилив приходил к поэту осенью, возможно потому, что физически он хорошо себя чувствовал именно осенью.
Обычно принято с осенью ассоциировать грустные и печальные настроения, ведь осенью жизнь как бы замирает, впадает в спячку. Но совершенно по-иному воспринимается осень поэтом. Известно, что осень была любимым временем года Пушкина. Это время года для него ассоциируется с вечным обновлением жизни. Пушкин признает унылость осени, но видит в этом унынии «очей очарованье», получает удовольствие от красоты увядающей природы. Он понимает, что эта «прощальная краса» временна и скоро исчезнет, поэтому стремится получить максимум наслаждений от осенней поры.
Поэт стремится заразить своими чувствами и читателя, объяснить свою любовь именно к этому времени года, но признается, что это ему трудно. Тогда он сравнивает осень с чахоточной девой, которой осталось жить считанный день. У Пушкина осень, как и чахоточная дева, смирились со своей участью и не сопротивляются и от этого еще более прекрасны: «Улыбка на устах увянувших видна».
В изображении Александра Сергеевича осень материализуется перед глазами читателя. Умелый подбор сочетаний согласных звуков оживляет шум ветра, касающийся багровых листьев: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье…».
Легкий оттенок грусти все-таки чувствуется в стихотворении. Это естественно, ведь каждая очередная осень, какой бы привлекательной она ни была, сравнима с кирпичиком, выдернутым из фундамента здания по имени жизнь. Осень за осенью, кирпичик за кирпичиком и рухнет здание, кончится жизнь. Отсюда и легкое подсознательное чувство грусти.
Но поэт не попадает под влияние грусти, наоборот он полон вдохновенья, его переполняют различные мысли, которые так и просятся на бумагу и выливаются в великолепные стихи.