Во время ссылки в Михайловском Александр Сергеевич Пушкин работал на удивление напряженно и плодотворно. Сразу же по окончании «Цыган» он набросал приблизительный план трагедии «Борис Годунов», а уже через год черновой вариант произведения уже был готов.
История России всегда была в сфере интересов поэта, а атмосфера в родном имении подпитывала этот интерес. Все вокруг имения и в городе Пскове носило отпечаток далекого прошлого Родины. Здесь в хранилищах книг Пушкин перечитывает старинные летописи, делает для себя заметки. Более того, из Петербурга ему были высланы новые части «Истории Государства Российского».
Все близлежащие исторические памятники были им посещены. Обращение поэта к прошлому диктовалось его стремлением через него понять настоящее. Пушкин был осведомлен о предстоящем выступлении декабристов, и его очень волновал злободневный для всех мыслящих современников вопрос: возможно ли путем революции улучшить жизнь народа без участия самого народа в этом выступлении?
Вся основная идея трагедии сводится к тому, что процветание страны невозможно без опоры на главную ее силу – народ. Именно поэтому в список действующих лиц поэт прописал и слово «народ».
Хотя Пушкин, как и многие другие представители классицизма и романтизма до него, обратился к историческому прошлому страны, но в отличие от них не стремился использовать его для агитации собственных политических идей. Наоборот, он придерживается подлинного историзма. Создание подлинно исторического труда – вот в чем проявилось новаторство Александра Сергеевича.
«Борис Годунов» — произведение реалистическое. Вот почему действующие в нем лица мыслят и действуют в полной синхронизации со своей эпохой, а не как современники самого Пушкина.
Особо хочется подчеркнуть изображение автором характера Бориса Годунова, которое можно считать победой поэта в утверждении реализма. Светлый ум, сила воли, а главное, желание народу добра – вот отличительные черты его характера. Но наряду с этим Борис самолюбив и пренебрежительно относится к народу как к социальной силе. Вдобавок ко всему налицо упоение властью и переоценка своих возможностей, что в купе с ранее перечисленным приводит к совершению преступления. Народ для него — всегда готовая к возмущению чернь. Поэтому совершенно закономерно, что презрение к народу приводит к трагическому финалу в виде совершения над ним народного приговора.
Создания трагедии приходится на то время, когда традиции классицизма были еще живы. Но, несмотря на это, Пушкин разрушает все его писаные и неписаные рамки. Не придерживается поэт закона трех единств и не соблюдено им единство слога.
Динамизм трагедии выявлял необходимость реформ и в театральной области. Существующие сценические нормы не способствовали всестороннему раскрытию композиции трагедии. Так что, Пушкин и в этом плане выступил новатором.
сыпасибааа:зз