Анализ стихотворения «Посвящение» Ахматовой

Анна Ахматова — одна из немногих русских поэтесс, которой удалось внести свою «лепту» в поэтическое наследие серебряного века. Будучи женщиной с виду робкой и апатичной, Ахматова наполнила своё творчество несломлённым, подчас даже отчаянным стремлением к борьбе, которое не утихало вплоть до смерти поэтессы. Примечательно в этом плане стихотворение «Посвящение», которое включено в поэму «Реквием, — здесь Ахматова посредством самых различных поэтических процессов раскрывает читателю свой спектр эмоциональных размышлений и душевных жажд.

«Посвящение» — отрывок из цикла «Реквием» — написано пятистопным ямбом, который выбран автором в качестве ритмической структуры неслучайно. Ритм, схожий с попеременно слоговым «отстукиванием», подчёркивает некоторую монотонность стихотворного текста, но, вместе с тем, отсылает к маршевому звучанию — бодрому и решительному. На принципе сочетания некоторой апатичной сухости и доблестного порыва и основывается эмоциональная палитра «Посвящения».

Ударение вначале каждой строки падает на первый слог, что подчёркивает внутреннюю силу и готовность стремглав ринуться навстречу трудностям; наличие трёх мужских рифм, которые преимущественно закрыты (оканчиваются на согласную букву; исключение — первая строфа), в каждой строфе также говорит о горячем душевном напоре, об аполлоническом начале (по Ницше) лирического героя. Любопытен и смешанный тип рифмовки, которым оперирует Ахматова в своём произведении — из строфы в строфу две строчки, идущие друг за другом, рифмуются мужской рифмой — это тоже отсылает некоторого рода триумфальному маршу, к эмоциональному подъёму, сердечному мужеству.

Вместе с тем, поэтесса, хоть и реже, применяет и женские рифмы — они позволяют смягчить душевный накал, пыл сердца, который экстраполируют рифмы с ударениями на последний слог. Для Ахматовой очень важно показать читателю синтез мужского темперамента и женского, которому соответствует хрупкость и неустойчивость, ведь её лирический герой стихотворения — женщина, силы которой пробудили внезапно вторгшиеся военные события.

В этом смысле становится понятно, почему «Посвящение» начинается с мужской рифмы, а заканчивается женской — начало и конец сливаются в единении эмоциональных состояний, что свойственны персонажу стихотворения, который переживает все тяжкие обстоятельства, проходит храбро «по столице одичалой», но признаёт, что в любой момент могут «слёзы хлынуть», что «надежда вдали». Слабость и силу эмоциональных порывов Ахматова объединяет в своём произведении.

Подводя итог, можно сказать, что эмоции, что передаёт Ахматова в поэтическом тексте «Посвящение», противоречивы — их можно отнести одновременно и к проявлениям мужской стойкости, и к женской субтильности. Добивается такого эффекта Ахматова путём использования определённого ритма, способов рифмовки и композиции.

Вставить свои 5 копеек