Почему Толстой избегает героизации образа Кутузова

М.И. Кутузов в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» представлен любопытно: писатель, несмотря на воинские заслуги персонажа, на проявление доблести и отваги, отнюдь не пытается его героизировать. Так, великий русский полководец описан Толстым просто, отчасти комично: «…орлиный нос на пухлом лице…», «…пухлые щёки…», «…жирная шея…», «…пухлые старческие руки…», «…тучное…огромной толщиной тело…». Почему же автор избегает идеализации данного образа?

Ответ найти не столь трудно — важно лишь помнить, что в основе романа-эпопеи лежит так называемая «мысль народная» — концепция связи своей судьбы не с личностными интересами, но с отечеством. Да, М.И. Кутузов здесь не столь горд, высокомерен, велик, каким, например, мнит себя Наполеон, но то лишь объединяет русского полководца с народом-героем. В простоте образа, в нередкой поведенческой нелепости (Кутузов то зайдёт, «тяжело ступая», то покажется спящем на военном совете)

Л.Н. Толстой видит человека, которому неважны почести, высокое положение в глазах окружающих. Неслучайны авторские слова: «…он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи…». Так, примечательна одна сцена в произведении: М.И. Кутузов, проходя по солдатским рядам, останавливался и говорил «по нескольку ласковых слов офицерам, а иногда и солдатам». Персонаж дружелюбен, добродушен, прост, трепетен к другим, — таким, считает Толстой, и должен быть человек. Не абстрактные образы, идеалы, внешние черты эгоистичного и надменного героя должны характеризовать человека, а поступки, которые он совершает, исходя из благих намерений своего внутреннего мира.

Помимо этого, ответить на вопрос вначале помогает и другой авторский пример. Писатель говорит: «…он (Кутузов) понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, — это неизбежный ход событий…», — подчёркивая тем самым, что герой не пытается возвеличить себя, сделаться «эпицентром» власти и славы. «…Он умеет отрекаться от своей личной воли…», — пишет Л.Н. Толстой, говоря о слиянии персонажа с волей народной, из которой Кутузов и черпает свою мудрость. Отдача Москвы французским войскам лишь на первый взгляд является поступком необдуманным, способным привести к поражению, но именно здесь проявляется народное ясновидение М.И. Кутузова. Вновь становится понятно: автор не наделяет полководца экстравагантными героическими чертами потому, что воспринимает Кутузова, как человека скромного и искренне простодушного, близкого духу народа.

Таким образом, можно заключить: автор «Войны и мира» не героизирует М.И. Кутузова, ведь видит его связь с народом, ведь понимает, что не нужно быть героем, подобно отчаянному Гераклу из «Мифов Древней Греции», чтобы обладать мудростью и великими способностями души. Не зря Л.Н. Толстой констатирует: «…Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история…».

Вставить свои 5 копеек