Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого

«Диалектика души» в романе Толстого «Война и мир» описывает действия отдельных людей и целых народов, затрагивая темы исторической правды и справедливости. Автор показывает, что существует жизненное предопределение, которое основано не на божественных или мистических принципах, а на реальных предпосылках.

Например, Кутузов отступал от Москвы, не зная последствий и не думая о пожаре, а Наполеон вошёл в «побеждённый» город, не думая, что вскоре придётся покинуть его и потерять остатки армии. Хотя «для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения».

Каждое крупное событие складывается из мелких деталей и невозможно переоценить вклад каждого участника: крестьянина или офицера. Толстой показывает различие полководцев через отношение к простым людям и к светскому окружению.

Для пожилого, полуслепого русского генерала главное: защитить отечество, сохранить жизни солдат. Молодой амбициозный император Наполеон Бонапарт жаждет мирового признания и покорения новых вершин. «Всё, что было вне его, не имело для него значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».

Кажется, что Кутузов в роли пассивного наблюдателя просто констатирует происходящее, но он способен из мелких деталей сложить цельную картину будущего. Не взирая на мнение остальных и жертвуя своей репутацией, он отступает, чтобы спасти армию. Главное в его характере – это кровная связь с народом, «народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его».

Он «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». Это не безоговорочный фатализм, а вера в возможности собственного народа.

Поэтому развенчивается и личная роль Наполеона с его «безумием самообожания, с дерзостью преступлений, с искренностью лжи». Даже самый гениальный и смелый военачальник не способен победить русский народ. Можно захватить, истребить, но нельзя навязать свой господство, а ведь он пришёл с миссией освободителя: хотел отменить крепостное право.

Но Толстой замечает на примере европейской политической карты, что Наполеон «уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха». Завладев Москвой, он думал, что завладел Россией, но время – самый безжалостный судья, и французскому императору пришлось отступать по разорённой смоленской дороге без привычных великосветских почестей.

Отступление Кутузова произошло в результате обдуманной стратегии и подчинения обстоятельствам, он понимает, «что есть что то сильнее и значительнее его воли, – это неизбежный ход событий, и он умеет понимать их значение и отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли». Отступление Наполеона – расплата за самонадеянное вторжение, «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Вставить свои 5 копеек