Рассказ И.С. Тургенева «Живые мощи» изначально был преподнесён писателем как самостоятельное литературное произведение, но при работе над циклом очерков «Записки охотника» было принято решение о включении его в сборник как завершающего элемента. И это было мудрым решением, потому что без этой краски образ православного крестьянина был бы не до конца полным.
Правильный настрой читателю создаёт эпиграф – стихотворные строки Ф.И. Тютчева, из которых мы можем понять всю бесконечность терпения русского человека. Поскольку Тургенев один из лучших пейзажистов русской литературы XIX века, то в экспозиции рассказа нам рисуется картина дождливой неудавшейся охоты.
Мрачное описание природы помогает раскрыть состояние персонажей, что тут же подкрепляется диалогами. Тем сильнее впечатление от резкого перехода в описании следующего дня, когда рассказчик «дышал радостно — всею грудью». И тем тяжелее даётся переход к следующему состоянию, когда вслед за главным героем мы тоже попадаем в сарайчик и знакомимся с новым действующим лицом.
Образ Лукерьи не может оставить читателя равнодушным: писатель намеренно подробно описывает то, какой героиня была раньше, чтобы приёмом контрастного изображения подвести нас к искреннему сопереживанию. Особое внимание уделяется портретным деталям: высохшая голова, узкий нос, пряди волос.
Очень значимой является функция цвета: оттенки бронзового и жёлтого рисуют перед нами скульптурный образ. Описание лица даётся через оксюморон: «красивое, — но страшное, необычайное». И всё это из-за того, что главное в человеке по Тургеневу – душа.
Полный сакральный смысл, озвученный писателем в самом заглавии, может быть понятен только исконному носителю русской культуры. Когда чистота души и помыслов главенствует в человеке, он автоматически приравнивается к святым. Поэтому смирение Лукерьи и полное принятие ею всех физических тягот, выпавших на её долю, неизбежно приводит её к Свету и Богу.