А. Блок – ярчайший представитель русского символизма. В своем творческом развитии прошел путь от увлечения мистической «тезой», скептической «антитезой» к синтезу, в котором главное место принадлежит образу Родины. Поэт воплотил в своем творчестве своеобразную «лирическую трилогию»: от начальной гармонии с миром, к хаосу и трагизму, а затем – к подвигу за освобождение и сотворение новой жизни.
А. Блок принадлежал к течению младосимволистов, отличительной особенностью которого было то, что свои эстетические взгляды младосимволисты основывали на философии Вл. Соловьева. Старшие же символисты за основу брали учение Ф. Нитше о «сверхчеловеке» и учении А. Шопенгауэра о «мире в себе».
Поначалу А. Блок читает труды Д. Мережковского и А. Белого, посещает их кружки, но до конца не может согласиться с их концепцией. Для него остается чуждым синтез эстетики и этики, язычества и христианства.
Всем существом А. Блока овладевает философская мечта о Прекрасной Даме – Таинственной Незнакомке, которая является связующим символом между двумя мирами: миром красоты и реальностью. Этот образ поэт берет из философии Вл. Соловьева, в которой образом Вечной Женственности является София – мировая Мудрость. По Вл. Соловьеву, целью искусства становится создание вселенского духовного организма. Истина, Красота и Добро – будут принадлежать к обновленному идеальному миру.
А. Блок в ранней лирики активно стремиться воссоздать мистический мир через символ Вечной Женственности. Как поэт-символист он хочет стать творцом нового мира, где царствует красота и Вечная Мудрость. Но с течением времени А. Блок все дальше отходит от философских мотивов Вл. Соловьева, постепенно разочаровываясь в своей Прекрасной даме и в крайнем индивидуализме.
В октябре 1904 года выходит цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В нем нашли отражение трагические переживания личной жизни поэта. А. Блок пытается связать образ Вечной Женственности с земной женщиной – своей женой Л.Д. Менделеевой. В этом стремлении проявляется двоемирие раннего А. Блока: неразделимость реального, личного с космическим, ирреальным миром.
Дуализм взглядов отразился и в форме поэзии А. Блока: параллелизм образов – через образ природы выступает образ человека и его движений. Например, в стихотворении «На поле Куликовом»
«Закат в крови!
Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь…»
При создании формы также используются антитезы словосочетаний. Например, в стихотворении «Ночь на новый год»:
«Лежат холодные туманы,
Горят багровые костры».
Противопоставление света и тьмы, дня и ночи:
«Пусть светит месяц — ночь темна».
Поэт активно использует символистские образы и терминологию Вл. Соловьева. Но, в отличие от него, не сковывает свои стихи строгой схемой. У А. Блока они полны страсти, напряженного чувства. Эмоциональность разрывает мистические рамки, через которые прорывается огромное нарастающее чувство жизни.
Философия А. Блока постепенно трансформируется в нечто более реальное. Он отходит от темы метафизики и внимание сосредотачивает больше на социальных проблемах. Об изменениях взглядов ясно свидетельствует трансформация образа Прекрасной Дамы. Постепенно она начинает приобретать демонические черты, страшные: превращается из идеального образа во в полнее реальный – «уличной девки».
У зрелого А. Блока главной темой становится тема русского народа как представителя живой движущей силы, в которой заключена душа России и которая одна представляет собой наивысшую ценность.
Поэт в ранней лирике стремился уйти в идеальный мир грез, а оказалось, что это невозможно, потому что он крепко привязан к реальности.