Анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы»

Алексей Константинович Толстой был поэтом с особым мировоззрением. Его понимание поэзии, о роли каждого человека в мировой истории, о назначении творца сложилось и развивалось под влиянием идеалистических взглядов. В письме к своей жене поэт однажды определил характер своих работ. Он отметил, что стихотворения витают в воздухе, и чтобы создать что-то стоящее, следует лишь постараться ухватить их и потянуть к себе, буквально вытаскивая их из первобытного мира.

Так и выходит, что стихотворения Толстого легки, но в то же время многогранны. Их нельзя понимать однозначно, они имеют много смыслов.

Одной из таких загадочных, заставляющих мыслить работ Толстого является стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…», написанное в 1840 году. По своему жанру оно является небольшой балладой. Изначально он создал произведение большее по размеру вдвое, напоминающее по стилю и слогу «Лесного царя». Но подходя к завершению работы над балладой, поэт уменьшает ее и делает финал произведения открытым. Тем самым баллада стала походить на сказочную зарисовку.

Поэт описывает жаркий день лета. Мать с сыном пришли к берегу омута. Здесь важно подчеркнуть, что семья пришла ни к реке, ни к озеру или пруду, а именно к омуту. Такой водоем в сознании русского народа всегда ассоциировался со злыми духами. Иными словами, по поверью нахождение рядом с омутом не сулит ничего хорошего. Да и в реальности это очень опасное место: омут глубок, берег крут, здесь часто бывают водовороты.

Солнце палило — сильно уставшую мать, разморило под его жаркими лучами, и она заснула прямо на берегу. Ребенок бега рядом. Скорее всего, мать была уверена, что вокруг царит лишь тихая природа, и с ее сыном ничего не случится. Она была рада, что тот играет на природе, согреваемый лучами солнца, а о том, что рядом именно омут, она, наверное, и не знала.

Поэтому, томимая усталостью, она и позволила себе заснуть. Она не чувствовала тревоги.
Вокруг плясали стрекозы. На первый взгляд кажется, что это все всего лишь метафора, которая говорит о быстроте полета этих насекомых и звуке ими издаваемом. Но здесь стрекозы одушевлены: они начинают говорить с ребенком, отвлекают его внимания на себя, водя хороводы. Они обещают малышу научить его летать. От их образа веет мистикой. Они более походят на русалок, которые заманивали молодых парней к себе в воду.

Третья строфа — описание стрекоз: их крыльев, подобных стеклу, их бирюзовых спинок. Насекомые хвалятся ребенку своей внешностью и при этом уверяют, что уже довольно давно любят именно этого ребенка. Они зовут его к себе, делают все, чтобы малыш сделал шаг с берега в омут. На этом стихотворение заканчивается, сделает ли маленький герой стихотворения этот шаг или нет, остается неизвестным. Читателю остается гадать, упал ли мальчик в омут и утонул или мать вовремя проснулась. А быть может, он решил больше не слушать стрекоз и ушел от них.

Убранный автором финал не так весел. В нем мальчик все-таки делает шаг вперед, падает в омут и тонет. А страшные раки нападают на тело малыша и утаскивают его куда-то в пески дна. А над омутом ничего не меняется: ярко светит солнце, блестя на солнце крыльями, летают стрекозы. Этот финал должен был служить уроком для всех родителей и их детей.

В конечном варианте этот урок не так явен. Но несмотря на это задача Толстого состояла в стремлении напомнить о безвозвратности драматических событий показать хрупкость жизни человека, когда в один лишь миг она может быть оборвана.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий