Образы русских европейцев в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Неспроста В.Г. Белинский назвал культовый роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»: действительно, все тенденции современного Пушкину времени отразились в его произведении — тенденции как позитивные, так и не слишком.

Одной из проблем, поднимаемой в романе, становится проблема появления так называемых русских европейцев. В 19 веке характерно было воспитывать юных дворян в лучших традициях Европы — как образца просвещения, интеллектуальности, словом, цивилизованности. От «варварского» же русского языка, русских традиций стремились максимально откреститься.
Книга «Евгений Онегин»
А.С. Пушкин видит в этой тенденции большую трагедию — именно поэтому он наделяет свою любимую героиню истинно русскими чертами — честностью, благородством, набожностью. В бездуховной же Европе этих качеств нет — там царствуют разврат, циничность и эгоцентризм.

В романе представлены два героя, которые идеально подходят под описание «русского европейца». Это главный герой — Евгений Онегин — и юный Владимир Ленский.
А.С. Пушкин специально подчёркивает сходство в уровне образования персонажей. Евгения воспитывали сперва «madame», затем «француз убогой», который «шутя» учил его всем наукам — несерьёзно, без цели научить. Именно поэтому Онегин, который знал всего понемногу, был образован весьма поверхностно. Он читал «модную» литературу, умел держать себя в пустом светском обществе, завоёвывал внимание женщин, сочинял эпиграммы и думал «о красе ногтей».

Ленский мало отличался от Онегина. Несмотря на то, что в романе не рассказывается о том, кто и как воспитывал Владимира в детстве, можно сделать вывод, что его детство очень похоже на детство Евгения. Затем герой получил образование в Германии, откуда привёз «вольнолюбивые мечты» и «кудри чёрные до плеч». Он был романтиком, причём его творчество во многом основывалось на произведениях немецких поэтов.

Из-за своего притуплённого европейским воспитанием и традициями Ленский не может разглядеть прелесть юной Татьяны (которую, к слову, сразу замечает более чуткий Онегин). Героев не привлекает русская культура, они далеки от традиционных ценностей. К дуэли приводит неучтивость Онегина и страх пренебречь глупыми традициями светского общества. Евгений убивает своего друга, тем самым преступая главный духовный закон русского общества — библейский завет «Не убий». Именно после этого события искусственная, неправильная, навязанная обществом жизнь начинает казаться Онегину чужеродной — и он отправляется в путешествие, чтобы найти истинного себя.

«Русские европейцы» показаны в романе чрезвычайно живо и ярко. Пушкин с величайшей художественностью изображает и повадки юных дворян, и нравы света, и модные веяния того времени (например, Онегин читает Адама Смита). Европейская направленность образования, быта, отказ от родного языка и традиций (даже Татьяна «писала по-французски», поскольку не столь хорошо владела русским языком), зарубежная мода — всё это было типичным явлением для жизни молодёжи 19 века. Пушкин видел в этом величайшую трагедию бездуховности, из-за которой рациональное начало вытеснило из жизни чувственное. Разум не должен подчинять себе душу — в противном случае личность не может развиваться полноценно, гармонично.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Евгений Онегин один из самых известных произведений русской литературной классики и надо иметь определены талант чтоб написать адекватны сочинение по нему и не согрешить ветру это удалось

  2. Если исходить из того, что Белинский ошибаться не может по определению, то написано всё правильно. “Он наделяет свою любимую героиню истинно русскими чертами — честностью, благородством, набожностью.” – с чего это взято, что перечисленные черты исключительно русские? И с набожностью поспорить можно. Первому встречному Татьяна рассказывает, что она помогала бедным, тогда как “даже левая рука не должна знать что делает правая”, а это касается именно дел милосердных. Где проявились её честность и благородство? “Я вас люблю, к чему лукавить” – говорит вообще-то замужняя женщина Онегину. Это честность или благородство? А если бы Татьяна изменила Грёмину, то тот же Белинский назвал бы её “лучом света в тёмном царстве”, а мы все дружно ему вторили бы.
    Если бы европейцы были бы как Онегин и Ленский, то Европе уже давно бы пришёл конец и нам со своими честностью, благородством и набожностью некому было бы сплавлять свои нефть и газ и не у кого было бы покупать машины. Манера себя захваливать – вот истинно русская черта!

    1. “Белинский ошибаться не может по определению”

      Ох как бы от вас пригорело у славянофилов и их “последователей” 21-го века