Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…»

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, без сомнения, одна из вершин русской поэзии. Изумительно эмоциональный, классик, ученик школы «чистого искусства» воспевал в своих произведениях только то, что считал по-настоящему прекрасным.

Особое место в его творчестве занимала тема природы. Афанасий Фет был явным сторонником пантеизма; он не раз признавался себе, например, в дневниках, что не знает ничего более гармоничного, чем всё, что есть в природе. Даже страшная, стихийная, она остаётся поразительно прекрасной. Ничто, пожалуй, не вдохновляло Фета сильнее, чем всё, что творилось вокруг него. В отличие от Ф.И. Тютчева, этот лирик не ощущал трагического разрыва человека и природы, не считал невозможным возвращение «сына» к стихии-матери.
Стихотворение «Это утро, радость эта…»
Поэт со всем присущим ему жизнелюбием воспевал гармонию Вселенной и зачастую вплетал в, казалось бы, простую пейзажную зарисовку сложнейшие философские мотивы. Он размышлял о смысле бытия, о быстротечности жизни и, конечно же, о любви и счастье. Несмотря на то, что судьба поэта оказалась долгой и очень трудной, в своей лирике он предстаёт перед нами как неунывающий оптимист, проповедующий жизнь во всех её проявлениях. Это мажорное настроение он сумеет сохранить до конца своих дней.

Одним из самых известных стихотворений Фета оказывается его «Это утро, радость эта…», написанное в 1881 году. Оно относится к поздним произведениям поэта. Сложно представить, но в последние годы классик всё острее ощущал несовершенство собственной жизни и свою неудовлетворённость ею. Он корил себя за женитьбу на нелюбимой женщине и косвенное участие в гибели Марии Лазич. Несмотря на это, его лирика осталась всё такой же трогательной и чистой, как и прежде.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» посвящено смене времён года и наступлению весны. Кажется, что поэт смотрит в окно и описывает всё, что видит вокруг себя:

«Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…».

Несмотря на то, что стихотворение бессюжетно, оно напоминает не внутренний монолог поэта, не поток его сознания, а быструю смену кадров. Фет нарочно обращается к использованию назывных предложений и приёму синтаксического параллелизма, применённого впервые в его бессмертном «Шёпот, робкое дыханье…», поскольку это обусловлено поэтическим замыслом автора. Классику будто бы не хватает слов, чтобы описать всепобеждающую красоту и прелесть природы, поэтому он не стремится соревноваться с ней в изысканности, а простыми, небрежными штрихами-набросками успевает запечатлеть в вечности некоторые мгновения весны, покоряющей его сердце.

В произведении стремительно охвачен один весенний день с утра до вечера. Каждая строфа символизирует один из временных промежутков, при этом каждый «отрезок» времени окрашен своей прелестью; Фет везде находит особую притягательность. Он, «импрессионист в поэзии», тонко подмечает детали окружающей его природы, и строки, наполненные стремительностью, беспрерывным движением вперёд, оживают в воображении.

В стихотворении нет эпитетов, потому что практически нет и прилагательных. Особую выразительность строкам придают повторы указательных местоимений: этот, эта, эти и т.д. Несмотря на то, что в произведении использованы мотивы, встречающиеся и в ранних фетовских текстах, поэтическая лексика автора не кажется ни бедной, ни банальной, скорее наоборот. Этот эффект обусловлен прежде всего удивительной рифмовкой и размером текста: Фет обращается к четырехстопному хорею, благодаря которому создаётся иллюзия восклицательной интонации. Из каждой третьей строки «выпадает» одна стопа — это сделано нарочно, поскольку такое интонационное оформление стихотворения позволяет обеспечить эффект бьющегося в нетерпении человеческого сердца.

Особого внимания заслуживает последняя строфа. В ней мотив смены дня и ночи приобретает иное звучание — и скрытый, неожиданный смысл. Фет рассказывает не только о красоте весенней ночи, но — о любви. Неспроста весна ассоциируется с безумной юностью, наполненной эмоциями и красками. Так, Афанасий Афанасьевич отмечает символы ночного любовного свидания — «эта ночь без сна». Быть может, что в такие вот ночи сам поэт задумывается о своей единственной в жизни любви, к сожалению, упущенной. Мысли поглощают его целиком и не дают забыться. И поэт заканчивает стихотворение удивительно простой, но притягательной строчкой, становящейся логическим окончанием стихотворения — «Это всё — весна».

Удивительной чертой этого стихотворения А.А. Фета становится потрясающая образность, созданная, в принципе, без использования массы средств художественной выразительности. Особо привлекательна мелодика стихотворения и его параллелизм. Читатель способен прочувствовать, увидеть всё, что описывает поэт — все краски, звуки, запахи. В произведении «Это утро, радость эта…» банальные мотивы приобретают особое звучание; автор не просто изливает собственные переживания на бумагу, но и обращается к читателю, словно предлагая и ему тоже ощутить всю прелесть наступающего времени.

Вставить свои 5 копеек