Стремительная и будто замирающая, застывшая и оживающая под восхищенным взглядом картина Виктора Ефимовича Попкова «Осенние дожди» не оставляет равнодушным. Дождь еще не начался, река только готовится слиться с его струями, первые капли беспокоят озерную гладь, отражающую мрачнеющее небо, земля будто дышит под ковром трав и осенних цветов.
Картина выполнена точными, широкими мазками, придающими эффект необозримого пространства, позволяющий ощутить мельчайшую перемену посвежевшего от предстоящего дождя ветра, движение наливающихся свинцом грозы облаков по осеннему небу. Кажется, изображен даже воздух, от кристальной пронзительности которого озяб мужчина, прислонившийся к одной из колонн. Всмотревшись в напряженный и будто немного уставший силуэт, с теплом и гордостью узнаем человека, прославившего в веках русскую культуру, будто ставшего человеческим воплощением осени. Помимо воли на душе светлеет, на ум приходят с детства знакомые строки. На картине Александр Сергеевич Пушкин.
Сам поэт неоднократно отмечал, что самыми известными произведениями обязан вдохновению, которое дарит ему именно осенняя пора. Вероятно, В.Е. Попков ставил перед собой задачу передать не так внешний облик поэта, как его чуткое отношение к природе и малейшим в ней переменам. Возможно, задумчивый взгляд Александра Сергеевича затерялся в присыпанных золотом, так кратковременно пышных кронах деревьев. Или, пробежав вслед за последним лучом скрывающегося солнца, взор поэта окунается в прозрачные, остывшие от частых осенних дождей речные воды. Размышляя над драмой очередного героя, который вот-вот станет легендарным, или над некой личной проблемой, Александр Пушкин будто не замечает приближающегося ненастья.
Величественные гряды гор, покрытые разнотравьем, перемежающимся узорами последних осенних цветов, похищают ощущение времени. Быть может, вид, открывшийся поэту, для него привычен, и гордость русского народа просто отдыхает после напряженного дня. Возможно, в доме поэта собрались друзья, через несколько минут они будут пить травяной чай и слушать произведения, которыми восхитится весь мир, в исполнении этого скромно обхватившего себя за плечи мужчины. Вот сейчас кто-нибудь подойдет к нему, скажет, что стало совсем холодно, что внутри уже все заждались и позовет в дом. А может быть, именно сейчас в душе Александра Сергеевича просыпается вдохновение, а капли дождя скоро заглушат еле слышные шаги музы по ступенькам. Картина «Осенние дожди» дает возможность каждому «дорисовать» ее по-своему, однако у всех без исключения вызывает острое чувство любви к родной природе.
Глядя на картину Попкова «Осенние дожди» за рубежом, душу охватывает щемящая тоска по родине. Только на первый взгляд осень окружает печалью и увяданием недавний праздник радости и цветения. Человек, ставший символом целой эпохи, чьи произведения стали воплощением загадочной русской души, смог найти и показать всему миру очарование замирающей каждый год природы в последнем ее великолепии.