Без сомнения, за весь период «Золотого века» русской литературы на поэтическом поприще особенно выделяются две культовые фигуры, два поэтических титана, определивших дальнейшее развитие литературной эпохи. Этими титанами стали Александр Сергеевич Пушкин, создатель, отец-основатель русского литературного языка, и Михаил Юрьевич Лермонтов. Фигура последнего, как и его творчество, — одна из важнейших страниц истории искусства 19 века. Его лирика отличалась почти непреходящим минорным настроением; она проникнута болью и страхом. Именно Лермонтов, не боясь гнёта властей, смело заявлял обо всём, что происходило в современной ему России, и о том, что может произойти.
Мишель Лермонтов, как называла его бабушка, фактически вырастившая поэта, обладал поразительно точным «жизненным» чутьём: он остро ощущал все изменения, назревающие в обществе; именно Лермонтов отмечал все пороки, которыми обладали окружающие его люди — и поэта печалили и огорчали подобные тенденции. В своих стихотворениях, ставших во многом пророческими, звучат мысли классика, обеспокоенного судьбой горячо любимой им России.
В последние годы жизни Михаила Юрьевича будут интересовать проблемы смысла жизни, значения поэзии. Он создаст своего бессмертного «Пророка», а за несколько недель до смерти — стихотворение «Сон», в котором с удивительной и даже пугающей точностью предскажет собственную гибель. В какой-то степени это подтолкнёт литературоведов приписывать поэту-мистику черты провидца — и не согласиться с ними будет довольно сложно, ведь краски и события, описанные Лермонтовым, поражают своей фактографической точностью.
В 16-летнем возрасте Мишель создаст романтическое стихотворение, которое подробно расскажет об истории России — России через 80 лет. Это стихотворение классик неспроста назовёт «Предсказанием», ведь все события, описанные в поэтических строках, сбудутся в 1917 году, после Великого Октября, когда «царей корона упадёт». Это мрачное, грозное и пугающее стихотворение поражает воображение читателя, захватывает дух.
Несомненно, политическая тематика этого стихотворения навеяна крестьянскими восстаниями. Так же, как и А.С. Пушкина, Лермонтова пугал «пир кровавый»; он, по натуре очень чувствительный и добрый человек, обожающий свою Родину, боялся новых восстаний, когда страна захлебнулась бы в собственной крови. Возможно, своим произведением он старался не допустить той боли, того ужаса, которые обрушились на Россию в 20 веке.
Особого внимания заслуживает сюжетная сторона произведения. Несмотря на то, что долгие годы ходили споры о том, действительно ли Лермонтов предсказал Октябрь, в последнее время гипотеза о пророческом значении «Предсказания» получила очень убедительные доказательства.
Одно время бытовала мысль о том, что в «Предсказании» никакого предсказания-то и не было; некоторые исследователи, например, Иван Толстой, утверждали, что Михаил Юрьевич взял за основу историю европейских революций, в первую очередь, разумеется, Великую Французскую. Он был крайне образованным человеком, прекрасно владеющим мировой историей, и всего лишь описал события, разворачивающиеся в прошлом в Европе. Но зачем ему тогда было «примеривать» кровавые одеяния Российской империи?
Даже если оставить заданный вопрос и не искать на него ответа (ибо получить его будет крайне проблематично), стоит отметить лишь некоторые особенности самого стихотворения и проанализировать их.
Так, например, во второй строке встречается слово «царей»; падёт корона именно царей, а не королей, и глупо было бы утверждать, будто гениальнейший поэт выбрал исключительно русский самодержавный титул только ради просодии стихотворения.
Кроме того, Лермонтов пишет о беззаконии. Разумеется, это было характерно и для Франции того времени, и будет характерно для России в 1917 году. Однако то, что он говорит дальше, становится «железным» аргументом в поддержку теории о пророчестве поэта. Так, цитируя стихотворение, слышим: «И станет глад сей бедный край терзать». А за две строчки до этого классик упоминает о чуме, что одолеет государство после падения царского режима. Важно уточнить, что ни во Франции, ни в Венгрии, ни в Англии — нигде в Европе — не было ни страшнейших эпидемий, ни неурожайных годов, ни тем более голодомора. А именно эти события, между прочим, выкосили население России не меньше, чем пули и штыки Гражданской войны. Это произойдёт в первую очередь потому, что в доктринах троцкизма будет заявлено физическое уничтожение интеллигенции в целом — в том числе и докторов, которые, вероятно, смогли бы смягчить катастрофические последствия Гражданской войны и Революции.
«Предсказание» хоть и называют стихотворением, относящимся к бунтарской лирике Лермонтова, на самом деле крайне, крайне промонархическое, утверждающее самодержавие и его необходимость русскому народу, который в противном случае уничтожит сам себя.
Вообще идея о поддержке поэтом декабристского движения, разделении им мыслей революционного дворянства на самом деле есть не что иное, как устаревший пережиток советской идеологии, которой было необходимо оправдать своё существование — и проще, и правильнее всего оказалось «приписать в единомышленники» национальных литературных гениев. Лермонтов никогда не бунтовал против власти, поскольку это противоречило, во-первых, его личным патриотическим убеждениям, а во-вторых, он, как офицер, служил, согласно пушкинскому завету, «честно, кому присягнёшь». Помимо этого он, воспитанный по христианским заветам, сознавал, что император есть наместник Бога на земле, и свергнуть его — значит пойти против самого Бога, против христианства.
Советские литературоведы, трактуя это произведение, зачастую ссылались на приписку, сделанную рукой Лермонтова на полях рукописи. Поэт написал: «Это мечта». Однако это совершенно не означает, что в 19 веке слово «мечта» употреблялось в привычном нам смысле. Нет, оно означало «видение», «фантазия» — то есть Михаил Юрьевич лишь увидел в своём воображении картины и излил их на бумагу в надежде на то, что современники, прочитавшие это послание, сумеют предотвратить страшные события.
Так что утверждать, будто классик ждал революцию или утверждал её необходимость России, попросту глупо и необоснованно. Наоборот, поэт страшился наступления «чёрных годов», «века бунташного», ведь он, человек глубоко религиозный, в своём творчестве проносил идею о христианской любви — а братоубийственная война противоречила всем библейским заветам. К слову, исследователями не раз утверждалось, что стилистически «Предсказание» восходит к «Откровению Иоанна Богослова».
С удивительной живостью и яркостью Лермонтов рисует апокалиптические картины: гибель людей, кровь, голод, несчастия, страдания, беззаконие… Он нарочно описывает разверзнувшийся хаос, используя перечислительную интонацию, тем самым словно отделяя себя от всего, что будет происходить. Первая часть стихотворения сменяется предречением пришествия в Россию некоего сверхчеловека, ужасающей демонической личности, что придёт карать, а не щадить: «И горе для тебя! — твой плач, твой стон/ Ему тогда покажется смешон».
Поэт нарочно использует единообразную рифму — мужскую, интонационно звучащую жёстко, рубяще, — а также пятистопный ямб и не разделяет стихотворение на строфы, подчёркивая непрерывность и неизбежность происходящего.
Ощущение мрачности усиливает цветопись «Предсказания»: классик нарочно использует упоминания о двух цветах, что будут господствовать в это время — чёрный, цвет злости, и красный, кровавый цвет.
Атмосферу нагнетают жёсткие, хлёсткие эпитеты (смрадные тела, чёрный год, печальные села), поражающие воображение олицетворения (чума начнёт бродить). Эти средства художественной выразительности придают поэтическому пространству реалистичность. Ощущение страха, тревоги подчёркивается инверсией, многочисленными повторами, а также градацией («когда детей, когда безвинных жён» и др.).
В совокупности всё это рисует ужасающий образ мёртвого будущего — мёртвого, если ничего не предпринять. Михаилу Юрьевичу была противна мысль о смерти; «бессмысленный и беспощадный» русский бунт вызывал у него отвращение и ужас. Поэт понимал нежизнеспособность народа, готового рвать друг друга на части ради сомнительных идеалов, которыми его щедро снабдит советская эпоха. К сожалению, стихотворение «Предсказание» слишком рано предвосхитило события, которые произойдут десятилетия спустя, так что современники и потомки гениального классика не сумеют воспользоваться предостережением, которое даёт М.Ю. Лермонтов в своём произведении.