Михаил Лермонтов, который любил Кавказ, часто посещал много интересных мест, когда путешествовал по удивительному и дивному краю. Но особой притягательной силой тянуло его в Грузию, где была могила известного дипломата и писателя Александра Грибоедова, смерть которого была печальна и трагична. Каждого гражданина России убийство Грибоедова в ту пору потрясало, но удивляло и то мужество, и стойкость, которые были присущи жене великого русского писателя. Нина Чавчавадзе до конца своих дней сохранила верность супругу и пронесла через всю свою жизнь любовь к мужу, совершая тоже подвиг.
Лермонтов был настолько обескуражен удивительной историей любви и что всегда, посещая могилу великого писателя Александра Грибоедова, обязательно беседовал с вдовой, а очень часто и посещал её дом. Кстати, эта женщина, её любовь интересовала не только молодого поэта, но и к этой теме обращались многие поэты и писатели того времени. Вот и в 1837 году, опять находясь в Грузии, Михаил Лермонтов посетил могилу писателя и встретился с его вдовой.
Но эта встреча была неожиданной для молодого поэта, так как вдова писателя приготовила для него приятный и драгоценный подарок. Она вручила ему его уже перед самым отъездом Лермонтова на родину. Подарком оказался невероятный кинжал, который когда-то принадлежал Александру Грибоедову, которого знает весь мир, как создателя бессмертной комедии «Горе от ума».
В тот же вечер талантливый поэт, находясь под впечатлениями, пишет в эмоциональном порыве своё удивительно прекрасное стихотворение «Кинжал», в котором рассказывает его историю. Он сообщает всему миру, что в минуту, когда он прощался с очаровательной и мужественной женщиной, которая должна являться примером для подражания, то в эту минуту «лилейная» ручка вдовы в знак уважения и памяти преподнесла ему этот чудесный подарок.
Взволнованный, он уже на следующий день читает с большим трепетом и волнением черновик своего нового стихотворного произведения, которое потом получило название «Кинжал». Этот подарок был настолько по душе молодому поэту, что он никак не мог совладать со своими эмоциями и чувствами. Первым слушателем лермонтовского стихотворения становиться Николоз Бараташвили.
Было понятно, что подаренный кинжал молодой поэт будет свято и бережно хранить, так как для него он стал настоящим символом и литературной преданности, и человеческой. Кинжал — это символ несломленного и непобеждённого духа, твёрдого и правильного, символ любви и благородства. Поэтому лермонтовское стихотворение звучит как клятва, которую автор его дает во всеуслышание. Он всегда будет верен долгу. И он сдержал эту клятву. Заветный дар от жёны трагически погибшего писателя молодой поэт хранил всю свою короткую, но яркую жизнь, а клятву, которую дает в своём стихотворении, он сдерживает. Подобно Нине Чавчавадзе, которая хранила верность своему супругу более тридцати лет, так и молодой поэт каждым своим новым произведением доказывал, что он верен своему поэтическому и литературному таланту и никогда его не предаст.
Одним из литературных приемов, которые использует молодой поэт Лермонтов в своем стихотворном тексте «Кинжал», является его умение уйти от конкретности, а все образы, которые возникают в этом сюжете, сделать обобщёнными. Например, в тексте прямо идет указание на женщину, но этот лик практически невозможно угадать, так как о нём автор лишь говорит, что у женщины была чудесная лилейная рука, да прекрасные чёрные глаза. Но по такому описанию можно отнести многих женщин, чудесных и великолепных, у которых тоже есть большая внутренняя красота, как и у героини.
Использует молодой поэт в своем тексте и разные роды метафор. Например, олицетворение. Михаил Лермонтов использует его, когда описывает кинжал. Звучит в тексте даже обращение к этому оружию, которому он относится как к другу и товарищу, поэтому и используется поэтом местоимение «ты». Известно, что ещё у древних была хорошая традиция давать своему оружию названия и имена. Этой же традиции следует и автор, который теперь встал на одну ступень со своим владельцем. Этот булатный товарищ у поэта является ярким выражением того, как следует вести себя благородно.
Отношение поэта к кинжалу прослеживается в каждой стихотворной строчке. Он говорит о том, что всегда будет верен и тверд душой, как и его настоящий, хотя и железный друг. Но не только олицетворения использует поэт. Много в лермонтовском тексте и эпитетов, которые позволяют создать основной образ всего текста. Например, тема мужества раскрывается при помощи таких эпитетов, как «светлый», «холодный», которые часто встречаются в тексте.
Лирический герой текста все свои поступки соотносит с кинжалом, с тем, что это орудие в себе таит, какими качествами обладает. Кинжал у Лермонтова является не только центральным образом, но и неким смысловым центром всего текста. Не просто автор называет это орудие товарищем, но он показывает, что его мировоззрение можно соотнести с тем, что испытывает сам поэт по отношению к поэзии, что он всегда будет верен ей. И в результате весь текста лермонтовского произведения приводит к тому, что поэт дает клятву верности. И эта клятва дана, прежде всего, дана самому себе и тем идеалам, которые для автора превыше всего. Таков лирический сюжет стихотворения «Кинжал».
Структурное строение лермонтовского стихотворения: разностопный ямб. Автор использует перекрёстную рифмовку, чтобы усилить и лиризм, и эмоциональную приподнятость всего текста. Хотя речь автора и лишена обильной образности, а если и встречаются какие-то сравнительные обороты, то чаще всего они емкие и необходимы для того, чтобы показать поэтическая мысль может не иметь своих пределов. Она может устремлять то в будущее, то вдруг вернется в настоящее, и обязательно будет перекликаться с прошлым. Органичен и финал произведения, в котором поэт утверждает, что нравственные ценности должны быть в человеке превыше всего.