«Мещанин во дворянстве» — произведение эпохи классицизма

Я думаю, что произведение «Мещанин во дворянстве» Жан-Батиста Поклена (такова настоящая фамилия Мольера) — наиболее яркая и выразительная комедия эпохи классицизма.

Давайте рассмотрим несколько признаков, согласно которым поэму можно смело отнести к произведениям эпохи классицизма.

Согласно классическим канонам все герои должны подразделяться на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, самого господина Журдена. В начале комедии мы выясняем, что главный герой «помешан» на том, чтобы стать аристократом. Нам это кажется отрицательной чертой, но в сравнении с учителями он выигрывает в наших глазах.

Их претензии, самовлюбленность, забота о выгоде, грубое соперничество, невежество так резко подчеркнуто Мольером, что, например, я прониклась невольным сочувствием к Журдену. А он, между прочим, бескорыстен в своих желаниях, наивен, доверчив. А если сравнивать этого героя с его женой: женщиной грубой, деловой, ревнивой, — то на ее фоне он кажется человеком деликатным.

На основании произведенных сравнений и примеров я могу сказать, что Журдена нельзя со 100% уверенность отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Он — персонаж, который может проявлять, как хорошие, так и сомнительные стороны. Но если рассматривать его с позиции классического жанра, я бы отнесла его к положительным героям, так как в нем доминируют хорошие качества.

Согласно классическим канонам сюжет произведения должен основываться на «любовном треугольнике».

В пьесе «Мещанин во дворянстве» мы можем отметить не один, а даже два «любовных треугольника».

Первый треугольник — это треугольник с маркизой Дорименой во главе. Посмотрим, как он выглядит:

Второй «любовный треугольник» можно составить из трех лиц: господина Журдена, госпожи Журден и Маркизы Доримены.

К классическим признакам относится стереотип: в конце произведения зло наказано, добро торжествует.

Так происходит и в поэме «Мещанин во дворянстве».

Ведь вышла же Люсиль замуж за Клеонта (по крайней мере, должна была состояться свадьба) — а это значит, что добро восторжествовало. Влюбленным разрешили быть вместе. А это разве не счастье, а счастье всегда результат победы. Помимо всего прочего в комедии соблюдается принцип трех единств: времени, места и действий.

От основного места разворачивания сюжета повествование практически не отступает. Только один раз, когда госпожа Журден пошла в гости к сестре, но и это не описывается. Где действие начиналось, там оно и завершается. Еще все действие комедии разворачивается на протяжении одних суток: началось все утром с учителей, закончилось вечером балетом.

Утро, т.е. начало пьесы, мы встречаем с учителями танцев и музыки. «Но как можно начинать действие «суточного» произведения с второстепенных героев?» — спросите вы. Но их роль не так второстепенна, как кажется на первый взгляд. Именно они «расскажут» нам тайну господина Журден. Даже можно сказать, что учителя — заложили фундамент нашего отношения к главному герою.

Из всего выше написанного можно понять, что «Мещанин во дворянстве» — произведение эпохи классицизма. Но мы также наблюдаем, что Мольер немного, но все же отступает от классического жанра.

Вставить свои 5 копеек