Cочинение на тему «Гринев и Швабрин в повести Капитанская дочка»

Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза — «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

«Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

«Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

«Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

«Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

«… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

«Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

«А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.

Вставить свои 5 копеек